Яндекс.Метрика

Фестиваль для рояля с сюрпризами

Фестиваль для рояля с сюрпризами

За инструментами мы сможем увидеть одновременно четырех профессоров Саратовской государственной консерватории: Льва Шугома, Альберта Тараканова, Анатолия Скрипая и Анатолия Катца.

«Почти цирковым, но очень интересным номером» называет это будущее выступление заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Саратовской государственной филармонии им. А. Шнитке Анатолий Иосифович Катц. Впрочем, по его же словам, все рассчитано – на сцене Большого зала консерватории уместятся и рояли, и сами профессора-исполнители, и камерная, то есть струнная, часть симфонического оркестра.

Фестиваль Нейгауза давно уже стал фирменным знаком Саратовской филармонии. А ведь в самом начале пути сомнения одолевали даже его главного инициатора и бессменного руководителя, прямого ученика Генриха Густавовича Нейгауза – Альберта Михайловича Тараканова. Но, несмотря на все тяготы подготовительной работы, фестиваль прижился и теперь каждый раз преподносит своим поклонникам новые приятные сюрпризы.

Первый фестиваль прошел в 1993 году. Предполагалось, что это будет праздник фортепианного искусства, а играть будут только ученики знаменитого музыканта и педагога. И в 1994 году это было еще именно так.

Но потом выяснилось, – рассказывает Анатолий Катц, – что ежегодный фестиваль мы не очень-то вытягиваем. Решили проводить его раз в два года. Так и пошли четные года.

Постепенно фестиваль стал менять свою форму, обретать новые краски. Дважды он открывался ораториальными концертами, в одной из программ был концерт органный. В разные годы в фестивале принимали участие: пианистка и педагог Элисо Вирсаладзе, виолончелистка Наталия Гутман. На фестиваль приезжал один из любимых учеников Нейгауза Алексей Наседкин. Благодаря фестивалю в Саратове побывал уникальный мужской хор «Валаам», пела Елена Камбурова, в рамках литературных вечеров со своими программами мастеров-чтецов выступали Сергей Юрский и Михаил Козаков.

Возможно, именно этот уход в разножанровость от исключительно фортепианных привязанностей помог фестивалю не только выжить, но и год от года набирать популярность. Хотя исполнители-пианисты в программе по-прежнему преобладают. Что и не удивительно – ведь фестиваль все же посвящен создателю знаменитой пианистической школы, воспитавшей множество ярких музыкантов.

В этом году музыкальный Саратов будет отмечать сразу два юбилея – 75-летие филармонии и 100-летие консерватории. Юбилейные даты совпали даже по месяцу: консерватория проведет свой праздничный концерт 24 ноября, филармонии пришлось свой день рождения сдвинуть на несколько более позднее время. Но свой первый концерт в рамках фестиваля Нейгауза музыканты решили посвятить именно юбилею консерватории. Это будет тот самый вечер для четырех фортепиано с оркестром.

У нас уже был такой опыт несколько лет назад, – вспоминает Анатолий Иосифович, – Тогда мы отмечали юбилей газеты «Музыкальное обозрение». На этот раз играть будем концерт Баха для четырех клавиров с оркестром, концерт для четырех фортепиано с оркестром современного эстонского автора Матиаса Куулберга. А во втором отделении – сюиту «Париж» французского композитора Дариуса Мийо и, в качестве шлягера, попурри на темы популярных опер XIX столетия, написанное не менее знаменитым Карлом Черни. Все, кто хотя бы начинал учиться игре на фортепиано, школе беглости учились по его опусам. Это очень веселая и безумно трудная штука.

В целом полуторамесячная программа XI фестиваля имени Нейгауза обещает быть очень насыщенной и интересной. Саратовцы смогут посетить сольный вечер одного из самых интересных российских пианистов Александра Гиндина. Государственный камерный оркестр республики Беларусь приедет в гости с любопытной программой «Невероятные приключения итальянцев по всему миру». Дирижировать концертом будет необыкновенно экспрессивный маэстро Евгений Бушков. Затем состоится традиционный концерт председателя фестиваля Альберта Тараканова и академического симфонического оркестра. Любители фортепианной музыки услышат сразу три концерта: Первый –Мендельсона, Второй Листа и Первый – Бетховена. Дирижер – наш старый знакомый, Мурад Аннамамедов. По этому поводу Анатолий Катц заметил, что профессора Шугом и Тараканов особенно любят играть с этим дирижером, так как он очень хороший аккомпаниатор.

Далее в программе фестиваля – Игнат Солженицын с сольной программой, вобравшей сонаты Бетховена, Шуберта и Прокофьева. До этого он участвовал в фестивале как солист-дирижер. Кроме того, уже в апреле меломаны смогут посетить камерный вечер замечательных ансамблистов – скрипача Никиты Борисоглебского и пианиста Вадима Холоденко (педагогического «внука» Нейгауза). В апреле же популярный артист и телевизионный Атос Вениамин Смехов продолжит традицию литературных вечеров концертом «Выступать – так с музыкой». А завершится фестиваль 8 апреля двумя концертами – Грига и Рахманинова – в исполнении самобытного и амбициозного пианиста Андрея Коробейникова.

Кстати, билеты на концерт-открытие продаются уже только на балкон. Так что спешите в кассу, господа!


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №2 (449)
Автор статьи:  Евгений МУЗАЛЕВСКИЙ
Рубрика:  Афиша

Возврат к списку


Материалы по теме: