Одной каши едоки
Всемирная история университетов насчитывает почти полторы тысячи лет. По мнению некоторых авторов, точкой отсчета должен быть Константинопольский (основан в 425 году, статус университета получил в 848-м).
Но на роль «первенцев» среди рассадников знаний претендуют также: университет Аль-Карауин (859 год, Фес, Марокко), а также основанные в том же IX веке – университет Салерно и литературные школы в Велики-Преславе и Охриде (учреждены болгарским царем Борисом I).
Возможно, именно из-за этого соперничества почти в каждой стране студенты отмечают свой корпоративный праздник в разное время. Российские студенты, по традиции, – 25 января, в день памяти Великомученицы Татианы. Как известно, именно в этот день в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ об открытии Московского университета. А вот международному аналогу этого праздника (отмечается 17 ноября) всего шестьдесят лет. Его учредили в 1941 году на международной встрече студентов в Лондоне, в честь чехословацких студентов, оказавших сопротивление фашистским оккупантам.
Вообще о годах студенчества принято вспоминать с нотой ностальгической грусти. Биографии практически всех великих людей непременно содержат граничащие с мифом истории об их пребывании в какой-нибудь «альма матер».
Известно, например, что Михайло Ломоносов от университета при Петербургской академии наук был направлен на учебу в Германию, в Марбургский университет. Любил будущий академик не только постигать науки, но и вино, поэзию, веселые дружеские компании. По этой же причине, будучи не совсем трезвым, угодил в лапы вербовщиков в прусскую армию, но вовремя опомнился и дал деру.
Про Царскосельский лицей вспомним мимоходом, лишь отметив, что «наше всё» Александр Пушкин формально учиться закончил в 18 лет. Однако этих самостоятельно приумноженных знаний ему и его однокашникам – тверскому губернатору Александру Бакунину, канцлеру Александру Горчакову, поэту Антону Дельвигу, адмиралу и полярному исследователю Федору Матюшкину, сенатору Михаилу Яковлеву, историку-академику Модесту Корфу и всем остальным – хватило до конца жизни.
А вот Михаил Лермонтов в Московском университете не проучился и двух лет. Сохранилось свидетельство об его увольнении «по прошению» и предание о конфликте с неким профессором Маловым. Студенческий сюртук он сменил на форму Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров – к нескрываемому удовольствию любимой бабушки.
Создатель Коммунистического Интернационала Карл Маркс в студенческие годы (в университете Бонна) тоже был романтиком, членом землячества, писал стихи, пьянствовал и дрался на дуэли. Остепенился лишь после перевода в Берлинский университет, когда всерьез увлекся философией и экономикой.
Примеры эти можно продолжать до бесконечности. Но в минувшую среду нам стало интересно: что же объединяет (если объединяет) людей, на пять-шесть лет оказавшихся вместе в университетских аудиториях?
По этому поводу мы задали два вопроса нескольким саратовским профессорам:
1. Какие признаки, на ваш взгляд, точнее всего описывают понятие «студенческое сообщество»?
2. Чем нынешнее студенческое сообщество отличается от того, к которому в свое время принадлежали вы?
И вот какие получили ответы...
Валерий ПРОЗОРОВ, доктор филологических наук, профессор, научный руководитель Института филологии и журналистики СГУ:
1. Быстрое взросление, пытливость, вольность, жадность до новых и сильных впечатлений бытия, самостоятельность...
2. Заметно отличается большей практичностью, независимостью, свободой в выражении собственных мыслей и чувств, заботой и тревогой о завтрашнем дне, о грядущем жизнеустройстве, о будущей работе.
Вадим МИХАЙЛИН, доктор философских наук, профессор кафедры зарубежной литературы и журналистики СГУ:
– Я не ориентируюсь на мифы и не знаю, что было до революции, потому что в то время не жил и никакими историческими источниками на сей счет специально не интересовался. Но считаю, что ни в позднее советское время, ни сейчас студенческого сообщества как отдельной социальной группы со своими интересами и признаками не было и нет. Просто есть некоторое количество людей, объединенных общим положением в структуре высшего образования, внутри которого, конечно, есть свои группы, большие и малые. Но ничего, что делает современное российское студенчество самостоятельным сообществом, на самом деле не существует.
Игорь САЛИЙ, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой радиотехники и электродинамики физического факультета СГУ:
1. Вначале определимся с термином. Ныне модная Википедия подсказывает: «Сообщество – объединение индивидов, имеющих общие цели», а «Толковый словарь русского языка» Ожегова и Шведовой (2002 г.) слегка расширяет границы: «Сообщество – объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели». Если ключевым словом принять интересы, то они практически одинаковы для студентов нынешних и тех лет, когда студентом был я (с 1958 по 1963 год): наука, спорт, художественная самодеятельность... Существовали и существуют «студенческое научное общество», «студенческое спортивное общество «Буревестник». Обратите внимание: общество, но не сообщество!
2. Если ключевым признаком сообщества принять цель, то, мне кажется, студентов можно разделить на две группы. К первой относятся те, для которых целью пребывания в вузе является получение знаний и профессиональных навыков, ко второй – получение диплома («корочек») о высшем образовании. Такое разделение было и в мое студенческое время. Разница в одном: тогда доминировала первая группа студентов, сегодня – увы, вторая...
Станислав ГУРИН, доктор философских наук, профессор СГСЭУ:
1. В отличие от профессиональных сообществ, в большинстве из которых сильна инерция и стремление к стабильности, у студенческого всегда есть две цели:
– овладение знаниями, накопленными предыдущими поколениями,
– стремление к новому, творчество, прорыв в будущее.
Стратегически они дополняют друг друга, тактически неизбежно вступают в противоречие.
2. Всегда необходимо некоторое равновесие между уважением к традиции, усвоением старого багажа знаний и отрицанием, преодолением всего отжившего. Каждое поколение заново ищет и находит это равновесие в новых условиях. Специфика нынешнего времени – это ускорение процесса смены поколений. У студентов возникает соблазн отбросить старое знание раньше, чем они его освоят и естественным образом перерастут.
Геннадий ШЛЯХТИН, доктор биологических наук, профессор, декан биологического факультета СГУ:
1. Студентам всегда было свойственно объединяться в разные группы: быть волонтерами, заниматься туризмом, творчеством, художественной самодеятельностью. Студенты не могут жить без объединения по интересам.
2. Отличаются они сегодня мобильником в ухе и ноутбуком в сумке, постоянным поиском Wi-Fi. Они умные, в их поступках четко просматривается прагматизм, стремление рано начать карьеру. Раньше на втором-третьем курсах еще просто учились, теперь же с первого курса стремятся занять свою экологическую нишу и как можно скорее в ней освоиться. В принципе, это хорошо, что они рано осознают себя и умеют прогнозировать свое будущее.
Евгений ПЕРВУШОВ, доктор геолого-минералогических наук, профессор, заведующий кафедрой исторической геологии СГУ:
1. Существенно, что многие признаки повторяются в каждом следующем поколении: молодость, хорошая бесшабашность, стремление объединяться в группы, всякие мелкие «подвиги» и, порой, излишне серьезнее отношение к проблемам текущей жизни. «Стайки», «косяки» и «прайды» «оригинально – вычурно – прагматично» прикрытых студентов достаточно легко распознаются на улицах и в скверах нашего студенческого города.
2. Сегодня они лучше ориентируются в практике жизни, чем в теории обучения ей же. Прагматичны, иногда даже суровы. Прекрасную половину нового поколения человечества отличает колоссальная визуальная активность. Дети сотовых телефонов, айпедов, айфонов и большой черной дыры под названием Интернет. В нее каждый из них ежедневно вкидывает все, что наснимал за день, и обычно мало что для себя полезного извлекает обратно. Им все меньше хочется делать замечания, поучать, чтобы они стали лучше нас. Они моложе и уже поэтому имеют шанс быть лучше. Дай им Бог.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №3 (450)
Автор статьи: Мнения собрал Евгений МУЗАЛЕВСКИЙ
Рубрика: Образование/Наука