Сложности создания общей таможни
Проводимая политика по развитию таможенной службы РФ, оформленная в руководящих документах, является оторванной от практики, она не обеспечивает оптимальную структуру деятельности таможни, не оказывает значительной помощи при таможенном оформлении.
Нет системного подхода к определению содержания данной политики, к её развитию, научно-технической технологии её реализации, нет адаптации к изменяющимся условиям в мире и внутри страны при ведении ВЭД, нет соответствующих механизмов реагирования. И как естественное следствие, общий эффект от деятельности российской таможни снижается, процессы создания Таможенного союза тормозятся, интеграция таможенной службы РФ в общую систему международных конвенций по данной деятельности и международной торговле усложняется.
Такой подход наносит значительный ущерб в решение задач экономического и социального развития страны, страдают даже устойчивые налаженные внешнеторговые связи, теряют авторитет правовые отношения в сфере контроля над провозом через границу товаров и с взиманием специальных сборов, возникают двусмысленные ситуации при расчете таможенных пошлин.
Опыт развития данных служб Америки, Европы, стран Юго-Восточной Азии показывает, что их стратегия развития и формирование таможенной политики в сфере ВЭД – это взаимосвязанные процессы. Разрешить эти вопросы возможно только на примере мирового опыта и с учетом тенденций развития мирохозяйственных отношений и связей. Недостаточно активное международное сотрудничество, естественно, не принесет ни ожидаемого результата, ни пользы не для кого: ни для мирового сообщества в целом, ни для конкретной службы любой отдельно взятой страны. Наоборот, отставание какой-либо страны в уровне развития таможенных служб, особенно отставание в институциональном отношении, может существенно повлиять на эффективность реализации потенциала всех мирохозяйственных отношений и связей.
Как показывает практика, система служб мира, занимающихся контролем провоза через границы государств, обязана являть собой территориально распределенную систему различных государственных служб, тесно связанных между собой с помощью следующих инструментов:
• единых институциональных принципов таможенной политики;
• с помощью единого (общего) правового, информационно-коммуникационного пространства; с помощью общей цели и направленности данной политики;
• с помощью механизмов координации, реализующих принцип развития каждой из служб и направленного на их функционирование в целом.
Любая таможенная служба, учитывая свою юридическую и организационную автономию, в общесистемном плане всегда ориентирована определенным образом:
• на развитие свободной международной торговли, неукоснительное соблюдению общепринятых норм ВЭД;
• на быстрое таможенное оформление грузов;
• на совместные усилия по противодействию коммерческим мошенничествам, контрабанде для обеспечения действенной социальной, экономической, экологической защиты интересов мирового сообщества и своей страны;
• на обеспечения единых принципов формирования правовых и законодательных отношений при реализации своей политики;
• на разработку и совершенствование механизмов международного сотрудничества для обеспечения реализации принципов компромисса в согласовании мировых и национальных целей и интересов в области внешней торговли;
• на активное формирование единого коммуникационного и информационного пространства в конкретной сфере, на адекватный расчет таможенных пошлин и сборов.
Стратегия развития таможенной службы, методы реализации этой стратегии напрямую связаны с тем, как последовательно и четко определена в данной конкретной стране её политика. Именно поэтому концепция политики таможни представляет собой основу при определении задач и направлений проектирования развития данной службы современной России.
Рубрика: Экономика/Бизнес