«Межгородтранс» вышел в лидеры
Согласно данным Всероссийского бизнес-рейтинга, пять компаний Саратовской области попали в сотню лучших автотранспортных предприятий страны. Это «Межгородтранс» (36-е место), Красноармейское (67-е), Балтайское (87-е), Ершовское (97-е) автотранспортные предприятия и Балаковский пассажирский автокомбинат (99-е). Всего в рейтинге значится более тысячи организаций данного профиля.
Только факты
Всероссийский бизнес-рейтинг (ВБР) – структура общественная, ее декларируемая цель – создание независимой и прозрачной системы для определения лидеров российской экономики и распространения о них информации на национальном и международном уровнях. Как указано на официальном сайте ВБР, «важно поощрять предпринимателей, руководителей предприятий, трудовые коллективы, которые заботятся не только о прибыли собственного дела, но и вносят большой вклад в будущее своего региона, края, республики и государства в целом. За их счет происходит наполнение государственного и местного бюджета, осуществляются социально-экономические программы, производятся отчисления в социальные и пенсионные фонды, создаются дополнительные рабочие места, развиваются новые технологии, внедряются инновации. Все это позволяет формировать новый современный тип экономики и бизнес-элиты Российской Федерации, ориентированный на использование последних достижений в управлении предприятиями и внедрение новейших открытий науки и техники в производстве».
Председатель оргкомитета ВБР Владимир Гижицкий утверждает, что рейтинг показывает реальных лидеров экономики страны. По его словам, передовики определяются исключительно на основании фактических экономических показателей, предоставленных самими предприятиями-лидерами в органы Федеральной службы государственной статистики. Этот метод исключает попадание в рейтинг «случайных предприятий» и их руководителей.
Рейтинг доверия
«Межгородтранс» занял 36-е место среди всех российских предприятий, занимающихся «междугородними автобусными перевозками, подчиняющимися расписанию» (первое место досталось владимирскому предприятию «Евротранс»). Главным критерием в данном случае служил так называемый «коэффициент концентрации собственного капитала». Инвесторы и банки, выдающие кредиты, обращают особое внимание на этот показатель. Чем он выше, тем с большей вероятностью организация может погасить долги за счет собственных средств.
Не случайно «МГТ» в последнее время с успехом осуществляет лизинговые сделки при обновлении своего подвижного состава. Очевидно, компания пользуется доверием на рынке. Сегодня, когда на маршрутах, обслуживаемых предприятием, появилось множество новых современных автобусов (два десятка комфортабельных «пежо» заменили тесные «газели», до конца года планируется замена как минимум еще двадцати маршрутных такси), не верится, что совсем недавно все было совсем иначе.
Из грязи в князи
Между тем, показатели «Межгородтранса» достигли нынешнего уровня лишь за последние несколько месяцев. Еще в сентябре прошлого года компания была на грани банкротства. Ее долги поставщикам услуг, задолженности по зарплате исчислялись миллионами. По сути, государственное предприятие в последние годы превратилось в ширму для частных фирм. Несколько руководящих сотрудников, скупая за бесценок автопарк организации, бесплатно пользуясь его топливом и техническим обслуживанием, наладили собственный бизнес перевозок. Каждый для себя в отдельности.
И вот на предприятии появилась новая команда менеджеров во главе с генеральным директором Андреем Иващенко, которая, казалось бы, в безнадежной ситуации принялась выводить учреждение из глубочайшего кризиса.
После фактически четырех месяцев работы по основным пунктам новое руководство добилось повышения эффективности на 13 процентов и более. Это касается таких позиций, как «коэффициент использования автобусов», «выполнение расписания движения», «укомплектованность водителями», «собственные доходы» и т.д.
Кроме того, руководство предприятия предоставило «Новым временам» цифры из официального отчета планово-экономического отдела, которые свидетельствуют об экономическом росте организации. По сравнению с январем 2011 года увеличился объем перевозки пассажиров (со 175 тыс. до 225 тыс.), выросли собственные доходы (с 7,3 млн до 8,6 млн рублей), среднемесячная зарплата выросла более чем на 3 тысячи рублей (с 14,5 тыс. до 17,9 тыс.).
Палки в колеса
Прежняя «верхушка» компании, как выяснилось, мало заботилась о ее будущем. Активы предприятия злостно растаскивались по карманам, техника распродавалась, взамен практически ничего не приобреталось.
Очевидно, что причиной всему были коррупционные схемы и «особая» бухгалтерия. Новой команде, вступившей в кризисное управление, не понадобилось творить некое экономическое чудо, чтобы начать вытаскивать предприятие из трясины. Нужно было просто заняться делом, экономическим развитием. А также не позволять растаскивать движимое и недвижимое имущество компании.
Одновременно на предприятии начались одна проверка за другой из различных ведомств. Но что странно: по их итогам никаких серьезных претензий не предъявлено. «Не только претензий нет, но и даже итогов этих проверок мы не видели в глаза, – недоумевает заместитель гендиректора Александр Ванцов. – Тогда для чего, спрашивается, проверяют?».
К слову, на днях пришло извещение из прокуратуры Заводского района об очередной предстоящей проверке, поводом для которой послужили якобы многочисленные обращения граждан. Однако на просьбу предъявить копию этих «обращений» сотрудники прокуратуры ответили отказом.
В «Межгородтрансе» уверены, что инициаторами бесконечных инспекций являются бывшие начальники и сотрудники организации, уволенные, но все еще мечтающие вернуться на насиженные места. Для этого они применяют самые разные методы, вплоть до криминальных.
«Новые времена» уже рассказывали о беспрецедентной попытке сорвать график работы по перевозке пассажиров на маршрутах «Межгородтранса» с помощью забастовки. Ее организовали руководители частных фирм, все еще работающие в структуре предприятия (после саботажа они вряд ли там останутся), но потерявшие возможность получать бесконтрольную прибыль за счет «МГТ».
Впоследствии выяснилось, что злоумышленники не ограничились лишь тем, что заблокировали выезд на маршруты нескольких автобусов. Чтобы добиться массового саботажа, они пустили в ход угрозы и физическое воздействие на коллектив предприятия. Однако акция потерпела неудачу, а ее участникам и организаторам придется отвечать перед законом. Равно как и тем, кто написал на заборе «Межгородтранса» угрозы в адрес лично Андрея Иващенко. А что, собственно, еще заслуживают люди, использующие подобные методы? Должны же, наконец, правоохранительные органы оградить от преступников предприятие, приносящее пользу региону, чью работу столь позитивно оценивают на всероссийском уровне.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №9 (456)
Автор статьи: Иван ПЕТРОВ
Рубрика: Экономика/Бизнес