Яндекс.Метрика

Привилегированные «шестерки»

Привилегированные «шестерки»

В Саратове разгорелся транспортный скандал. Виноваты в нем, оказывается, сами горожане, «попросившие» власти открыть новый, совершенно невероятный по протяженности автобусный маршрут №6 «Комсомольский поселок – Техстекло». Посмотреть на безумцев, которые намереваются регулярно совершать марш-броски из одного конца города в другой, увы, не удалось. Зато удалось узнать, сколь велика забота властей о саратовском народе, нуждающемся в регулярном транспортном сообщении.

Гадание на маршрутных картах

На первый взгляд кажется, будто новый автобусный маршрут придумал кто-то в порядке бреда.

Запустили его по разрешению городских властей две недели назад, якобы по «просьбам трудящихся». Каких именно и, самое главное, кто просил, одному Богу известно. Однако транспортным управлением Саратова было выдано разрешение на открытие маршрута, который фактически оставляет не у дел автобус № 69, принадлежащий СПАТП-4, что в Заводском районе.

– Шестой маршрут вообще открыт незаконно, – так заявили мне в областном министерстве транспорта и дорожного строительства. – Вопрос о его открытии должна была рассматривать конкурсная комиссия, прежде чем транспортное управление города выдаст маршрутный лист. По нашему мнению, необходимости в нем не было. В результате всех льготников оставили 69-му автобусу, а новому – сливки, в плане сбора денег. Делается это все в угоду каким-то корпоративным интересам.

Видимо, чувствуя, что правда за ними, сотрудники СПАТП-4 во главе с заместителем директора этого предприятия Михаилом Любарским, а также председателем профкома провели 11 апреля у мэрии пикет, пригнав на улицу Первомайскую несколько автобусов №69. Глава города Юрий Аксененко тогда находился в командировке, и к митингующим вышел вице-мэр Дмитрий Удалов, который принял руководство автотранспортного предприятия в своем кабинете и пообещал разобраться в ситуации.

Покуда тлели угольки данного конфликта, начальник городского транспортного управления Владимир Елизаров благополучно отправился в отпуск. Самое главное, вовремя. Учитывая данное обстоятельство, пришлось обращаться в городской комитет по промышленности, энергетике, транспорту, топливу и связи администрации города Саратова.

– Я никак не будут комментировать открытие этого маршрута, – таков был ответ председателя комитета Сергея Голубя.

Как я ни пытался разговорить Сергея Владимировича, он наотрез отказывался отвечать на вопросы, касающиеся «шестерки». Ответственный чиновник договорился до того, что порекомендовал мне вообще не ссылаться на него. Дескать, ничего не знаю, ничего не видел, никому ничего не скажу. После такого подхода к делу как-то сразу же захотелось проникнуться транспортными проблемами города...

Двойной обгон

Итак, председатель комитета нем, как рыба, молчат и в городском транспортном управлении. В отсутствие г-на Елизарова там никто тоже общаться не хочет. А тем временем «шестерка» постепенно выживает 69-й маршрут. И пока муниципальные власти разбираются в проблеме принятия собственных же решений, на линии уже катается с десяток автобусов №6. Кое-кто из водителей окрестил их «самосвалами для сбора денег».

Сотрудники СПАТП рассказали мне, как делаются в частном транспортном бизнесе деньги. Мягко говоря, не совсем честные деньги.

– Диспетчерской службы у нового маршрута, естественно, никакой, – сообщил мне один из сотрудников автопарка №4. – Но по возможности «шестерка» сразу же обгоняет наш 69-й, буквально на десять-двадцать секунд, и собирает наиболее платежеспособных пассажиров. А нам остается довольствоваться льготниками. Как вам это понравится?

Руководству СПАТП-4 это тоже явно не нравится. Михаил Любарский рассказал, что в свое время, когда вводили маршрут №90 («Аэропорт – Крекинг»), на линию первоначально выпускалось 5-8 машин. Потом добавили до 12, сегодня «девяностых» уже 43 машины! А ведь в той или иной мере они тоже конкуренты для автобусов № 69 и № 2. Теперь усилиями властей добавили еще одно испытание на прочность и выживаемость для автотранспортников Заводского района. Пока на линии ездит 20-26 машин 69-го маршрута, в выходные дни их количество – 14-16. Но, как заметил Михаил Любарский, автобусы придется убирать вообще, если «шестерку» начнут насыщать в количественном отношении, как это произошло с №90.

Основная нагрузка по перевозкам малоимущих, неплатежеспособных горожан ложится отныне на СПАТП-4. Пожалуй, единственное на сегодняшний день предприятие, которое еще держится на плаву, по сравнению с другими СПАТП. Да вот беда, и здесь случаются проблемы. Например, задержки по выплате заработной платы. Сегодня ее выдают только за январь текущего года. А ведь раньше этого не было.

Понять государственное автотранспортное предприятие можно. Его затраты в месяц составляют около 8 миллионов рублей: на фонд оплаты труда, на ГСМ, некоторые другие расходы. Не забудем про содержание мощной ремонтно-технической базы, которая у частников как таковая отсутствует.

Дотаций, полагающихся из бюджета, предприятие получает в размере около 17% от необходимой суммы. Зато налогов автопарк платит в 15 раз больше, чем частные предприниматели, занимающиеся пассажирскими транспортными перевозками.

И все-таки за период с 1998 по 2002 год в СПАТП-4 окупаемость пассажирских перевозок возросла с 54 до 73%. Ни в коем случае нельзя забывать и о том, что данное предприятие выполняет еще мобилизационные функции, а по линии ГО и ЧС создано 4 автоколонны численностью 84 автобуса. СПАТП принимало участие в ликвидации практически всех чрезвычайных ситуаций, возникавших в Заводском районе. Конечно, не дай Бог, но если завтра вдруг вооруженный конфликт, спрашивается, где тогда искать частников с их «Мерседесами», «Манами» и «Сканиями»? Ну, а разрушать, как говорится, не строить.

Эх, прокачу!

Казалось бы, в такой ситуации надо холить и лелеять предприятие, поддерживать государственный транспорт, который и без того находится под угрозой полнейшего банкротства. Достаточно вспомнить, что головное предприятие всех саратовских ПАТП – ОГУП «Саратовтрансавто» при оценке основных фондов в 210 млн рублей имеет задолженность по налогам, по различным платежам около 430 миллионов. Получается, что оно дважды банкрот.

На таком фоне вдруг возникает маршрут №6.

Впрочем, удивляться не приходится. Стараниями властей в феврале этого года был открыт маршрут №88 «Стадион «Волга» – Кокурино», дублирующий на сто процентов маршрут №4 (опять-таки, принадлежащий СПАТП-4). В прошлом году при участии городского транспортного управления открылся маршрут №63, частично дублирующий направление автобусов № 4 и № 18.

Впечатление такое, что кто-то усиленно пытается «вставлять палки в колеса» государственному транспорту в лице СПАТП-4. Наводит на подобные размышления и еще один факт.

Оказывается, по поводу открытия «шестерки» письмо за подписью директора предприятия Бориса Кайданова ушло на имя мэра давным-давно – 4 марта. В нем как раз говорилось о бездумном отношении властей к нуждам СПАТП. Содержится в нем следующее предупреждение: «В случае открытия маршрута из Комсомольского поселка, предприятие будет вынуждено прекратить эксплуатацию 30-40 автобусов и сократить 180-200 человек, создав социальное напряжение. Люди выйдут на демонстрации протеста. Предприятие не сможет выполнять возложенные на него мобилизационные задания и задания по ГО и ЧС».

Так что руководство СПАТП-4 выполнило свое обещание: в апреле с согласия муниципальных властей был пущен новый маршрут, поэтому транспортники и вышли на митинг. Как и обещали.

Наконец, последний штрих. Довелось услышать от одного из чиновников, что при выдаче маршрутного листа на «шестерку» якобы было оказано давление на руководителя транспортного управления Владимира Елизарова. Причем кивок был в сторону областных структур власти. Так может именно оттуда идет жесткое лоббирование интересов совершенно конкретного частного бизнеса? Судя по мощи напора на гостранспорт, очень может быть.

Самое удивительное, что в такой ситуации председатель городского комитета по промышленности г-н Голубь играет в «молчанку». Поэтому остается только гадать, знал ли мэр Саратова Юрий Аксененко о существовании письма из СПАТП-4? Читал ли он его, или некоторые подчиненные главы города трудятся на благо города так рьяно, что невольно подставляют мэра?

Ну а рядовому пассажиру, который завтра не сможет комфортно проехать в сторону Комсомольского поселка, остается только поминать недобрым словом всех чиновников поголовно. Или опять по Жванецкому, как всегда, виноват один «начальник транспортного цеха»?


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 16(31), 25 апреля – 7 мая 2003 г.


Автор статьи:  Сергей ЩЕРБАКОВ
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: