Отфутболенная физкультура
Более 60% российских школьников не посещают уроки физкультуры, не говоря уж о занятиях спортом. Самих же уроков физкультуры проводится крайне мало, из-за чего большинство выпускников оканчивают школу с целым «букетом» болезней. По этой причине Минобразования РФ приняло на рассмотрение вопрос о введении ежедневных уроков физической подготовки в средних школах.
Третий – не лишний?
Древние греки, когда хотели охарактеризовать человека, недостойного называться гражданином, говорили: «Он не умеет ни читать, ни плавать», – вполне резонно считая, что нагружать мозг и тело необходимо одинаково. В наши дни, после более чем десятилетнего застоя физической культуры, массового закрытия спортивных клубов и кружков, пропаганда здорового образа жизни только-только начинает заново вступать в свои права.
На сегодняшний день больше половины школ Саратовской области проводят 3 урока физкультуры в неделю (приказ Минобразования РФ о дополнительном – третьем – уроке вступил в действие еще в 2001 году). Однако другая часть школ так и оставила детям два урока волейбола, баскетбола и основ легкой атлетики в неделю.
– Те школы, у которых пока отсутствует в учебном расписании дополнительный урок, не смогли ввести его по причине низкой вместимости спортивного зала, – комментирует ситуацию заместитель министра, начальник управления общего образования министерства образования Саратовской области Людмила Сафонова. – Ведь, согласитесь, нереально собрать «первоклашек» и старшеклассников в одном зале на одном уроке, для этого мало одного, пусть даже большого, помещения. Правда, эти два урока проводятся только в осенне-зимний период, а как только погода позволяет заниматься с детьми на улице, в этих школах добавляется третий урок.
Мнение Людмилы Сафоновой о том, что основной причиной отсутствия дополнительного урока является нехватка спортивных помещений в школе и их малая вместимость, разделяется далеко не всеми педагогами.
Педагогический институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского является единственным вузом в Саратовской области, который готовит преподавателей физкультуры с высшим образованием. Владимир Гордеев, декан факультета физической культуры, считает, что отсутствие третьего урока в школах нередко остается на совести директоров.
– К сожалению, у нас еще есть такие руководители, которые за счет физкультуры проводят другие уроки, то есть отбирают у физкультурников учебные часы, – рассказывает Владимир Дмитриевич. – Когда я спрашиваю преподавателя: «Почему у вас только два урока физической культуры в неделю?», – то в ответ слышу: «Наш директор про третий урок даже речь не разрешает заводить, говорит: иди, мол, кому хочешь и жалуйся».
Тело, дело и дух
Мой знакомый преподаватель физкультуры, мастер спорта по легкой атлетике, проработал в саратовских школах почти двадцать лет. Он согласился открыть мне некоторые тайны уроков физвоспитания в средней школе.
– К сожалению, во все времена школа учила детей физической культуре, но не приучала к ней, – сетует Александр Анатольевич (по его просьбе я не упоминаю его настоящее имя). – Само по себе словосочетание «здоровый образ жизни» в первую очередь подразумевает движение, а минимальная дневная норма активных физических действий для ребенка – около двух часов, это вам подтвердит любой медик. Но если бы ребята полноценно занимались хотя бы эти три урока в неделю! В середине 80-х годов ребята на моих занятиях не сидели сложа руки: я их регулярно «гонял» по волейболу, баскетболу, прыжкам в длину, бегу... Не поверите, в моем классе из 22 тринадцатилетних мальчиков не было ни одного, кто бы подтянулся на турнике меньше 10 раз! Сейчас в школах нормативы остались те же, что и раньше. Физкультуру даже можно сдавать экзаменом в 9-м классе, вот только само отношение к предмету в корне поменялось. Приведу пример. Четыре года назад трое отличников не сдали физкультурные нормативы, и я поставил им «неуды». После чего директор школы вызвала меня к себе и строго отчитала, объявив, что мальчики идут на золотую медаль и портить им аттестат из-за «каких-то прыжков» было бы глупо. В конце года треть учеников класса могла уйти с моего урока (он был последним) на факультативные занятия по иностранному языку или литературе. А когда мы с ребятами-практикантами, устав чинить спортивное оборудование лично вышли на спонсоров, позже презентовавших школе спортивные мячи и маты, скандал был ужасный. Все школьное начальство отчитывало нас за то, что мы выпросили «никому не нужное» оборудование вместо того, чтобы попросить сменить линолеум в комнатах у первоклашек.
Но самой главной бедой Александр Анатольевич считает то, что у многих детей появляется стойкое неприятие этого предмета. И вина, по его мнению, лежит исключительно на учителях физкультуры.
– Далеко не все мои коллеги добросовестно проводят уроки физического воспитания, – рассказывает Александр Анатольевич. – У некоторых преподавателей мальчишки весь урок по стадиону гоняются, а девочки, даже не переодеваясь в спортивную форму, просто стоят и болтают. В конце года они приходят, пытаются сдать нормативы, и не зависимо от результата меньше «четверки» никто не получает: таков негласный указ школьной дирекции.
Лучше в поле, чем в неволе
Однако, несмотря на столь прохладное отношение общества к урокам физического воспитания, факультет физической культуры пединститута ежегодно выпускает около ста преподавателей – «физруков».
Конечно, по словам декана Владимира Гордеева, многие из юношей – студентов не скрывают того, что пришли учиться на «физкультурника» только по причине нежелания идти в армию.
– Сами знаете, какие у нас сейчас Вооруженные Силы, – рассказывает Владимир Дмитриевич. – Конечно, социальные условия, в которых находятся педагоги, также хорошими не назовешь, но в любом случае ребята приобретают профессию, популярность которой, как мне кажется, никогда не упадет. Что касается нехватки учителей физкультуры в школах, то эту ситуацию мы сейчас пытаемся исправить. Не секрет, что часть студентов по окончании нашего вуза не спешат устраиваться на работу в школу и предпочитают спортивные клубы и секции. Но в этом году мы заключили договор с комитетом молодежной политики, спорта и туризма области. По нему группа из тридцати студентов, за учебу которых заплатит комитет, после окончания обучения пять лет будет отрабатывать в сельских школах, таковы условия договора. Мне кажется, что это один из вариантов, позволяющих обеспечить физкультурными кадрами сельские школы. В этом году на бюджетные места мы приняли 45 человек, около 100 человек приходят учиться на коммерческой основе, да и конкурс был немаленький: два с половиной человека на место.
Что касается еще одного «слабого места» физического воспитания подрастающего поколения – спортивного оборудования, то минобразования Саратовской области очень обнадежило школьников. По словам Людмилы Сафоновой, в начале сентября этого года область получит спортивного оборудования на 3 миллиона рублей. «И это не просто прыгалки и скакалки», – подчеркнула заместитель министра образования. Теперь задача чиновников от образования должна заключаться в том, чтобы обеспечить достойную зарплату тренерам и учителям физкультуры, – может быть, тогда у школ появится стимул бороться за здоровый образ жизни детворы.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 32 (47), 5-11 сентября 2003 г.
Автор статьи: Ирина ЛИХОМАН
Рубрика: Спорт