На дорожном фронте без перемен
Весной обнажается всё. Девушки обнажают ножки, больные – недуги, предприятия – прибыли, дачники – сельхозинвентарь, асфальт – огрехи дорожников. Все в предчувствии. Скоро начнется: прогулки на яхте, интенсивная терапия, плановые налоговые проверки, вскопка огорода, дорожно-строительные работы.
Дорожники области затаились. Как актеры в театре перед распределением ролей в новой пьесе, они ждут объектов и объемов работ в новом строительном сезоне. Впрочем, это массовка ждет, волнуясь и прикидывая, кому сколько достанется текста, т.е. финансов. Примы – «герои» и «первые любовники» – уже на сцене, уже активно приступили к репетициям – подготовительным работам. И касса уже отвалила им деньги.
Ведущая роль сезона досталась новой звезде областной дорожно-театральной труппы – просто-таки супер-дор-структуре – ЗАО «ТрансДорСтрой». При ближайшем рассмотрении это ЗАО оказалось до боли знакомой «золушкой» – проворовавшимся насквозь Балтайским ХДСУ. Но приукрашенной, с новым, незапятнанным имиджем. Стараниями главрежа – министра Геворга Джлавяна – «ТрансДорСтрой» в прошлом году ни с того ни с сего выиграл тендер на самый крупный, стало быть, самый «денежный» объект сезона – обход села Шевырёвка на федеральной трассе «Сызрань-Саратов-Волгоград» стоимостью порядка полумиллиарда рублей.
Новоиспеченное ЗАО по определению не может ничем отличаться от своего отца-прародителя в плане методики финансовой игры. Естественно, оно занялось тем, чем и Балтайский ХДСУ последние годы – отмыванием бюджетных средств. С ходу вошло в эту роль, и первые же его шаги на дорожно-строительной сцене ознаменовались надувательством публики. Корчевание деревьев и земляные работы (кстати, с нарушением технологии: грунт сгребали и закатывали прямо на снег) на небольшом участке будущей дороги «ТрансДорСтрой» оценило почти в 100 миллионов рублей. Дорожная публика ахнула, но отдельно «заинтересованные» зрители поверили – и выплатили ЗАО эту сумму. Специалисты-критики утверждают в один голос, что этого не может быть, что эти виды работ самые «дешевые», и чтобы истратить почти сто миллионов рублей, нужно как минимум перелопатить гору Арарат и выкорчевать весь Балтайский лес. И что группа товарищей лесорубов-землекопов, именуемая «ТрансДорСтрой», по самым завышенным прикидкам смогла бы освоить на Шевырёвском объекте не более 10-12 миллионов рублей.
Но главреж Джлавян за что и ценится Директором Театра Абсурда – доктором исторических наук Д.Ф. Аяцковым, – так это за постановочный талант подобных спектаклей. В прошлом сезоне они следовали один за другим, благо еще и атмосфера предвыборная способствовала праздничности дорожных премьер. «Трехкилометровый участок в Хвалынском районе!», «Двухкилометровый переход через «Лыков ручей»!», «Супер-участок «Три сестры»! Шоу под общим названием «Открытие новой дороги» со всеми сопутствующими атрибутами шли «на ура». Телевидение, пресса, первые лица и высокие гости! За этой шумихой и трескотней, как за раскрашенным занавесом, скрывались пустота дорожно-строительной сцены и нищета поневоле ставших статистами дорожников.
Собственно, все эти преподносимые с такой помпой объекты – суть декорации и реквизит дорожно-сдаточных праздников. И как всякая недолговечная вещь имеют тенденцию к быстрому распаду и развалу. Весной обнажается всё. Буквально неделю назад выяснилось, что на переходе «Лыков ручей» верхнее защитное покрытие, рассчитанное на 4 года, исчезло, как его и не было. Те же специалисты-критики прогнозируют прогрессирующее расползание дорожного полотна на объектах, которые строили предприятия – любимчики Джлавяна. Подождем конца весны и посмотрим, устоит ли 22-метровая насыпь на объекте «Три сестры», в которую ваятели Джлавяна, видимо, «забыли» утрамбовать двухметровый слой глины.
В обалденно торжественные и радостные минуты шоу-спектаклей никто из их участников и не вспоминал, что на областном дорожном комитете (читай – на министре Джлавяне) висят полумиллиардные (только по документам!) долги, отчего десятки строительно-дорожных предприятий поставлены в катастрофическое положение, а несколько тысяч дорожников и мостовиков месяцами не видят зарплаты.
Общеизвестно, что шоумен-министр Джлавян – человек весьма прижимистый и очень не любит платить дорожникам за выполненную работу. Так же, как когда-то в Балтайском ХДСУ, в «ТрансДорСтрое» механизаторы трудятся без договоров, за «черный нал», который, как обычно, недополучают. Механизаторы, естественно, волнуются. Не далее как в минувший вторник, 2 марта, Шевырёвский объект оказался центром очередного возмущения. Рабочие, оставив свои механизмы, организовали что-то вроде стихийного митинга и пытались высказаться о бедственности и бесправности своего положения. Все это закончилось тем, что работы на «Шевырёвке» прекратились и не возобновятся предположительно до 9 марта, и кроме мокрого весеннего ветра, а также традиционной для джлавяновских объектов своеобразной ВОХРы, никого там нет.
Это далеко не первый случай проявления бунтовщицких настроений дорожных строителей. Их можно понять: вкалываешь весь световой день под присмотром охраны и при этом не получаешь обещанного вознаграждения – тут и у самых терпеливых сдадут нервы. Все это смахивает на инсценировку романа Максима Горького «Мать», хотя подобные «вольности» статистов не входят в творческие планы худрука Джлавяна и портят ему радужную перспективу отмыть на «Шевырёвке» сотню-другую миллионов бюджетных рублей.
Весной обнажается всё. В том числе противоречия между трудом и капиталом. Чем это закончится для капитала – покажет время. Недолго уж осталось.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 9 (71), от 5-11 марта 2004 г.
Автор статьи: Владимир АКИМОВИЧ
Рубрика: Экономика/Бизнес