Дроги, которые мы выбираем
Удивительное дело: на территории Энгельса большой коммерческий автобус льготников обслуживает, а на территории Саратова тот же самый автобус льготника не признает. Энгельсская «газелька» возьмется бесплатно довезти детей до 5 лет, участников, инвалидов Великой Отечественной, блокадников и реабилитированных без всяких условий (типа по одному месту на один вид льгот), а в Саратове бывает, что выдвигают такое условие.
Наконец, в Энгельсе попадаются «Газели» с кассовыми аппаратами, выбивающие вам фискальный чек, а в Саратове маршрутки приравнены не к такси, а к общественному транспорту и выбивать чек не обязаны. Многие даже и билетов не выдают, налоги себе оптимизируют. В Энгельсе вы не встретите улицу, на которой транспорт ползет, как у нас по Московской, потому что количество машин на маршруте у них зависит не от аппетитов фирм, а от пассажиропотока. Наконец, в самом Энгельсе сегодня стало гораздо легче уехать в любую точку города: хочешь в поселок Мелиораторов, хочешь в «Летку», хочешь на мясокомбинат. И, кстати, кондукторы в больших автобусах продают билеты по всему салону, а не восседают гордо у первой двери. А вы ведь по себе знаете, что такое – пробиться к единственному выходу в битком набитом «Икарусе». В общем, у них там жизнь становится удобнее. И коммерческий транспорт в этом городе не превращается в сплошную проблему для властей и простых смертных. Почему у них не как у нас? Такой вопрос задали мы начальнику управления транспорта администрации ЭМО Ольге КАТУШЕВОЙ.
– Семь-восемь лет назад в Энгельсе ездить было просто невозможно. От общественного транспорта осталось только три автобуса да 50 троллейбусов. И постепенно начал приходить частник со своими «Газелями», сегодня у нас работает порядка 300 таких машин. Но уже ясно, что от такого количества микроавтобусов город просто задыхается, а потому администрация города взяла курс на постепенную замену их автобусами большой вместимости. В прошлом году частная фирма «Газсервисцентр» взяла в лизинг 25 новых автобусов марки «НефАЗ», один такой автобус по вместимости равен 10 «Газелям». Эти машины работают в основном на самом выгодном направлении – «Энгельс – Саратов», потому что частник не получает никаких дотаций, а издержки как-то оправдывать должен. Но и жители нашего города получили свою выгоду. Если раньше на маршруте №246, который идет от энгельсского мясокомбината до саратовского ж/д вокзала, был сплошной поток жалоб, то теперь все урегулировано. Ведь раньше там работали всего 2 больших автобуса, а теперь уже 6, а в дачный сезон будет 8. То же самое и Летный городок – там теперь 8 автобусов маршрута №284»а». Большие автобусы мы добавили на поселок Мелиораторов, на маршруте №248 была всего 1 машина, а теперь 7. Кроме того, мы продлили ряд троллейбусных маршрутов, так что теперь житель Энгельса может за 5 рублей уехать с завода им.Урицкого до саратовского ж/д вокзала, а раньше нужно было доехать за три рубля до центра и еще 6 отдать за маршрут №284»к». Мы этот маршрут закрыли, потому что, во-первых, он конкурировал с троллейбусом №9, а во-вторых, на нем работали саратовские машины от ГУП «Саратовтрансавто», которые стали возить людей, совершенно с нами не согласовывая, на ужасных, изношенных автобусах. Когда мы выдворили этих «пиратов», выручка как частных энгельсских перевозчиков, так и троллейбусов МУП «Горэлектротранс» ощутимо выросла. А люди получили реальное удешевление услуги.
Наш мэр Михаил Лысенко поставил перед нами задачу сократить издержки и повысить доходность отрасли. Как мы этого добиваемся? Производственные площади МУП «Горэлектротранс» были рассчитаны на 100 машин, а сегодня у нас всего 53 троллейбуса, причем пять муниципалитет приобрел недавно на собственные средства. На пустующих площадях теперь обслуживается автопарк «Газсервисцентра», здесь водители проходят медицинский контроль, открыта мойка «Газелей», их техобслуживание, планируем открыть автостоянку для «Газелей», чтобы после рейса водитель не бросал машину во дворе. Все это дает троллейбусникам приток денежных средств, а нам – возможность контролировать частников.
Но мы их и так приучили к постоянному контролю. Наша центральная диспетчерская служба отслеживает все нарушения и принимает строгие меры. Например, мы добились того, что у нас большие коммерческие автобусы возят всех льготников, так как являются не маршрутными такси, как в Саратове, а транспортом общего пользования. Даже автобусы маршрута №12, формирующегося в Саратове, соблюдают на территории Энгельса это условие. Кроме того, под постоянным контролем находится техническое состояние альтернативных перевозчиков, соблюдение правил дорожной безопасности, своевременная уплата налогов.
Встанет ли перевозчик на маршрут в Энгельсе, решает комиссия, в состав которой входят представители администрации ЭМО, центральной диспетчерской службы, ГИБДД, транспортной и налоговой инспекции. Обязательное требование – уплата всех налогов и регистрация предприятия в Энгельсе, чтобы налоги перевозчик платил нам. Но сейчас мы на маршруты новых перевозчиков не ставим, так как рынок в Энгельсе практически сформировался. Мы перераспределяем имеющиеся машины и постепенно сокращаем количество «Газелей». Благодаря оптимизации сети лучше становится жизнь горожан, и сами перевозчики получают хорошие доходы. А привычные нам «Газели» должны уйти с магистральных маршрутов города, уступив место автобусам большой вместимости и троллейбусам. Дальнейшее развитие транспортной сети мы планируем начать после исследования пассажиропотока в июне этого года. Мы выявим очередные кризисные точки и пошлем туда машины. Регулирование транспортных потоков – очень тщательная работа, и она должна проводиться исходя из реального количества пассажиров. Разумное регулирование приносит выгоду всем: и перевозчикам, и бюджету, и жителям города.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 10 (72), от 12-18 марта 2004 г.
Автор статьи: Наталья МАУС
Рубрика: Экономика/Бизнес