Яндекс.Метрика

Черный передел

Черный передел

Невероятный случай произошел в среду, 17 марта, в Базарном Карабулаке. В здании ОАО «Дорожник» средь бела дня на глазах у изумленных сотрудников была вскрыта приемная депутата районного собрания Владимира Исаева, председателя совета директоров ОАО.

За владение «Дорожником» уже несколько лет идет нешуточная борьба. Стараниями тех, кто стремится к его за-хвату, предприятие искусственно (с многочисленными нарушениями закона) было приведено в состояние банкротства с введением внешнего наблюдения.

Именно «наблюдающий», временный управляющий (ВУ) Александр Маевский стал главным инициатором дурно пахнущей акции. Отстранив охрану, он проник в кабинет для изъятия документов ОАО. Возможно, они понадобились ему для давно готовящегося взятия кредита в «Юниаструмбанке», которое несомненно усугубило бы финансовые проблемы «Дорожника». Характерно, что судебный пристав Анатолий Шевченко, кто в данном случае по закону имел право на вскрытие помещения, категорически отказался от этих действий, считая их незаконными.

То, что Александр Маевский в своих сверхактивных действиях по «затоплению» предприятия дошел до банального взлома, свидетельствует о слабости его позиций и ненадежности аргументов в пользу «заказчика», претендующего на имущество «Дорожника».

Некоторые неотложные дела по неизвестно кем заведённому порядку решаются в феврале-марте. Например, предсезонное распределение финансов. Придётся, видимо, подождать и руководителям дорожных предприятий области, которые в ответ на безнадёжно-унылые вопросы рабочих касательно выплат за прошлый год и авансов за предстоящие объёмы разводят руками, призывают к терпению и затягиванию поясов на промасленных телогрейках. А что делать? Для многих из них само понятие «предстоящие объёмы» превратилось в почти недостижимую мечту. Ожидание раздачи федеральных и областных средств перерастает в нервную тревогу из-за неизбежного процесса «фильтрации» этих средств областным дорожным комитетом. Кому и сколько достанется денежных капель – не знает никто. Ясно лишь, что Джлавян-фильтр «чужим» много не пропустит.

Среди 3/4 дорожных и мостостроительных предприятий области, которые не ожидают от доркомитета ничего хорошего, типичным является базарно-карабулакское ОАО «Дорожник». В его трудовой биографии отражены все перипетии дорожного комплекса новейшего времени. Взлёты и падения, благополучие и банкротство, возрождение и внешнее управление. Если бы не упорство и стойкость его руководителя Владимира Исаева, заслуженного строителя РФ, депутата районного собрания, и сплочённость коллектива, вряд ли дожил бы «Дорожник» в том виде, в каком он сейчас, до наших дней.

По 1997 год предприятие из небольшого райцентра крепко стояло на ногах и входило в число ведущих в системе «Росагропромдорстроя», организации, ведающей строительством российских сельских дорог. Беды начались в 1998 году, когда по непонятной до сих пор причине за несколько дней до памятного всем дефолта деньги в сумме 5 миллиардов тогдашних рублей, предназначенные «Дорожнику», головная организация перечислила почему-то в банк «Менатеп». Спустя время деньги стали (постепенно и малыми частями) возвращаться, но это были уже другие деньги – обесцененные в несколько раз. Ошибка (?) того злополучного перечисления оказалась роковой – предприятие сильно задолжало налогами бюджету. Начались трудные времена: за выполненные объёмы деньги получали через год, перебивались кредитами, дорожными налоговыми освобождениями (ДНО) с унизительной ликвидностью в 40%, но выстояли.

Наконец, в 2001 году «Дорожнику» улыбнулась удача – он выиграл тендер на строительство участка «Три сестры» федеральной трассы Сызрань-Саратов-Волгоград стоимостью 500 миллионов рублей. Работа на этом объекте, безусловно, решила бы все проблемы. Воодушевлённые дорожники рьяно взялись за дело. Под ожидаемые авансы набрали кредиты и начали самую трудоёмкую, но самую малооплачиваемую часть дорожной работы – расчистку и земляную подготовку будущей трассы... Но тут случился другой «дефолт», уже в областном масштабе. Свеженазначенный министр Г. Джлавян волевым решением переводит ОАО «Дорожник» из генподрядчиков на «Сёстрах» в субподрядчики на другой объект – в Вольском районе. 700 тысяч рублей, полученные в качестве компенсации (против 6 кредитных миллионов) затрат за три месяца работы, не спасают предприятие, так же как и работа на новом объекте, тем более что и оттуда его министр «попросил», не дав завершить начатое.

Помимо «Дорожника», с федеральной дороги были изгнаны и другие предприятия. Министр «зачистил» трассу, освободив место родному балтайскому ХДСУ. Во что это вылилось – известно: свойственная балтайцам организация труда, кроме отмыва денег ни для чего более не приспособленная, фактически «запорола» федеральный объект. От более конкретных комментариев воздержусь до окончания традиционной весенней проверки состояния федеральных дорог на территории области. Раньше министру всё сходило с рук. Теперь федеральная служба проводит проверку, и её результаты, по прогнозам специалистов, будут ошеломляющими.

Конечно, «Дорожник» в очередной раз попал в трудное положение, но не смертельное. Ему вполне было по силам восстановиться. Но не тут-то было. Министр начал войну по захвату предприятий. В ход пошли все известные методы, главные из которых – экономическая блокада. «Дорожник», не получая объёмов от доркомитета, находит других заказчиков, но договорённости неожиданно расстраиваются. «Дорожник» договаривается о кредитах, но в последний момент банки отказывают в помощи. «Дорожник» решает со Сбербанком вопрос о реструктуризации долга, но банк, поначалу шедший навстречу, вдруг активно требует немедленного возврата кредита. Помимо этого – прямой нажим на руководителя (звонки с угрозами) и его ближайших сотрудников. И далее, как по нотам, – десятки судебных заседаний, изматывающая борьба нервов, введение внешнего управления, украденная печать, вывоз под шумок бухгалтерской и иной отчётности, психологическое давление на коллектив (заявление внешнего управляющего Александра Маевского на собрании о том, что, мол, дни предприятия сочтены) и т.д.

Пожалуй, лишь областная прокуратура, которая по-настоящему печётся о защите государственных интересов, способна разрубить этот узел. Здесь они налицо. Что лучше для государства: мощное предприятие (фактически градообразующее в Базарном Карабулаке) как солидный налогоплательщик или очередная денежно-отмывочная дорфирма, где погибают бюджетные средства? Ответ очевиден.

Общаясь с руководителями дорожных предприятий, мне не раз приходилось слушать подобные истории – с разными вариациями, деталями и результатом. Чёрный передел собственности в дорожном комплексе можно остановить только одним способом: солидарностью рабочих коллективов и руководства предприятий. Угрозы, подкупы и провокации ничего не стоят против сплочённости людей, отстаивающих свои интересы. Пример ОАО «Дорожник» из Базарного Карабулака – тому подтверждение. Пока он держится. И наверняка выстоит.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 11 (73), 19-25 марта 2004 г.


Автор статьи:  Владимир АКИМОВИЧ
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: