Константин ИОНОВ: «Нам нравится город Саратов, нам не нравится власть в городе Саратове»
Взаимоотношения между властью и бизнесом во всех районах города складываются практически одинаково: администрация пытается унизить предпринимателя, заставить его заплатить или исполнить работу за них. Можно попросить предпринимателей помочь городу или району, если они согласны на это, но когда заставляют силой, пытаются угрожать, мол, мы найдем способ на вас повлиять, унижают их достоинство как законных налогоплательщиков, это называется вымогательством и на это должны обратить внимание соответствующие органы. Надо этих людей освобождать от занимаемых ими должностей, их близко к власти подпускать нельзя.
Вот сегодня ко мне пришла директор магазина и принесла счет. Ей предлагают оплатить 5064 рубля за составление плана земельного участка на летнее кафе возле магазина «Теремок», что на проспекте Кирова. Она 10 лет работает на этом месте, держит кафе по продаже мороженого и прохладительных напитков. Все документы давным-давно согласованы. Спрашивается: зачем понадобилось составлять план земельного участка, принадлежащего городу Саратову? Все эти планы у города есть, это же не ее собственность, а городская. И с тех пор местность не претерпела никаких изменений, проспект Кирова не расширился, не сузился. Она должна платить только за временную аренду земли на период продажи своих товаров (сезонный бизнес). Вот типичное отношение власти к бизнесу. Хотя это бизнес платит налоги, это он власть кормит, а не наоборот.
А еще напридумывали кучу фондов: фонд развития города, фонд развития района... Если бы вы поинтересовались и проследили всю цепочку: что это за фонд, зачем он был образован, кто туда перечисляет деньги и куда они уходят, – вы бы увидели, что чиновники занимаются не тем, чем нужно. Самое интересное, что проверить, как расходуются средства фондов, невозможно. Есть ведомственное контрольное управление, но оно подчинено мэру города, есть счетная комиссия думы, она подчинена ему же. То есть он сам себя проверяет. Здесь как нигде виден пробел в законодательстве: мэр и исполнительная власть, и законодательная, кто ж его проверит?
Предпринимателей нужно защищать – так же, как и потребителей. Поэтому мы создали Cаратовскую городскую общественную организацию по защите прав предпринимателей в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Это очень важные и нужные люди. Ни государство, ни администрация не смогут их заменить. Если завтра в город не завезут зубные щетки и пасту, мэрия не сможет этот пробел восполнить.
ПО СЛЕДАМ НАШИХ ПУБЛИКАЦИЙ
Вы, кстати, недавно писали про то, как предпринимателей заставляют класть плитку перед своими магазинами (см. «НВ» № 19 от 21.05.2004 – «Оброк по-октябрьски»). Это возмутительно. Прилегающая к магазину территория – не его собственность, а города. Почему он должен за город класть плитку, красить бордюры и т.д.? Они могут попросить. Если я согласен, если у меня есть лишние деньги, я могу это сделать из уважения к городу и району. Но когда говорят, что за прилегающую территорию вы тоже отвечаете и на этот счет есть постановление мэра Саратова, то оно незаконно навязывает предпринимателям лишние обязательства. И прокуратура должна немедленно отменить это постановление потому, что оно не согласовано с собственником.
Если бы у них в мэрии работали компетентные люди, они через районные администрации пригласили бы предпринимателей на переговоры, уговорили их для того чтобы подобное постановление можно было издать. Тогда оно уже было бы принято по согласованию с собственниками и это было бы по закону. К вам же никто не приходит в квартиру и не составляет протокол о том, что вы живете на 2-м этаже, а во дворе у вас не убран снег, а в магазин приходят. Да, в самом магазине должен быть порядок, его фасад должен выглядеть хорошо, и если прилегающая территория находится в собственности владельца магазина, отдана ему в длительное пользование или в аренду, то тогда он обязан за ней следить. Во всех остальных случаях – это обязанность городской власти.
Еще пример: предприниматели (владельцы магазинов, небольших предприятий) часто сталкиваются с такой проблемой – вывоз технического мусора. Предприниматель заключает договор на его вывоз, а он не вывозится. Приходят проверяющие и составляют протокол на этого бизнесмена, который платит определенной организации, обязанной осуществлять вывоз мусора с его территории. А на все возмущения говорят: «Это вы должны заставить их вывозить мусор. Вы же не хотите зря платить деньги?» Если улицы находятся в плохом состоянии, то при чем тут предприниматели? Для чего тогда избирают власть? Для чего существуют многочисленные фонды и куда тратятся из них деньги? Никто еще не проверял: если предприниматель побелил бордюр, не списали ли под это бюджетные деньги, что район это сделал.
В результате город представляет собой сплошную заплатку: где магазин – там лежит красивая плитка, потом начинается просто дом – дырявый асфальт. Нет ни общего ансамбля, ни культуры. Хорошо, если некоторые предприниматели имеют возможность облагородить улицу перед своим заведением, а около школы, около больницы разве не нужны красивые тротуары? Сделайте хотя бы там! Нет. И еще вопрос: кто это все на баланс возьмет? Предприниматель не может эту плитку себе на баланс взять, потому что это не его территория, а администрация как будет проводить этот факт? Тогда плитка – чья собственность? И я хочу сказать всем предпринимателям: если вы принимаете незаконные действия и поборы администрации, вы становитесь таким же нарушителем, как и они. Вы способствуете им, создаете поводы и в дальнейшем вести себя так же, а потом скупать у вас же магазины, рынки, фирмы. Вот Денис Левченко, никуда же не делся, купил рынок «Юбилейный», а деньги откуда взялись? Из того же фонда культуры. А потом он сдает этим же предпринимателям помещения и опять с них дерет деньги. Такие безобразия в Саратове творятся.
КАК ИХ ГРАБЯТ
Существует огромное число способов, как чиновнику сделать деньги на предпринимателе. Ну, скажем, давным-давно отменены выписки из дислокации. Стационарный магазин находится на своем месте 30, 60 лет. Нет, все равно требуют выписку из районной администрации о его дислокации. Зачем? Выписка о дислокации необходима, например, в случае временной торговли. Зимой торгуют елками, районная администрация определяет место и дает на это место разрешение на временную торговлю. Летом такие же разрешения и выписки требуются для открытия летних кафе, торговли напитками, очками и т.п. И связано это с тем, что данные предприниматели платят единый налог.
А беда всех предпринимателей – всевозможные проверки? Есть Федеральный закон №134 «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора». Статья 7 устанавливает порядок проведения мероприятий по контролю. Согласно ей каждый контрольный орган имеет право планово проверять предпринимателей не чаще чем раз в 2 года. А в отношении малых предпринимателей плановая проверка может быть проведена не ранее чем через 3 года с момента его госрегистрации. А у нас? Как только зарегистрировались, сразу приходит проверка, и если предприниматель не знает закона, он допускает эти проверки.
Что касается внеплановых проверок, то такие мероприятия проводятся в случаях получения информации о возникновении аварийных ситуаций, нарушениях технологических процессов, жалоб граждан, в случае выхода из строя помещений или оборудования, которые могут нанести вред жизни и здоровью людей и т.д. Причем вся эта информация должна быть подтверждена документально! А внеплановые мероприятия по контролю могут проводиться только по мотивированному решению органов госконтроля! При этом «обращение, не позволяющее установить лицо, обратившееся в орган госконтроля, не может служить основанием для проведения мероприятий по контролю». Вот, недавно в один из магазинов на Московской приходят из контрольной организации с внеплановой проверкой и не предъявляют никакой жалобы на действия этого магазина. Заявляют, что это секретный документ, мол, тот, кто написал эту жалобу, просил нас не показывать вам ее. И тем самым грубо нарушают федеральный закон, который предусматривает обоснованность и неанонимность проверки. Конечно, каждый гражданин может обратиться с жалобой, и органы контроля обязаны ее проверить. Но проверяющие обязаны предъявить предпринимателю удостоверение, жалобу и решение контролирующего органа о проведении проверки. И если предприниматели будут обращаться к нам по поводу таких нарушений, ни одного случая, могу вас заверить, мы не оставим без внимания.
ПОЛЕ БИТВЫ
Среди основных очагов напряжения в городе я бы выделил Фрунзенский район, сейчас появляется много сигналов из Октябрьского, есть проблемы в Заводском и Кировском районах. Главная проблема вот в чем: многие предприниматели рассказывают о своих проблемах и боятся как огня органов власти, поэтому я через газету хотел бы к ним обратиться. Не надо никого бояться! С одной стороны, не надо нарушать закон, но если вы его не нарушаете, а с вас требуют какие-то деньги, то этого допускать нельзя! Предприниматель должен знать, что он будет защищен нашей общественной организацией!
И прецеденты уже были. Например, есть закон Саратовской области об ответственности в отрасли ЖКХ. В Заводском районе приходит представитель администрации в магазин и составляет протокол о каком-то нарушении, указывая статью закона, совершенно ему не соответствующую. И председатель административной комиссии принимает этот протокол к рассмотрению. Я ему позвонил и сказал, что готов приехать, защитить этого предпринимателя, потому что явно нарушен закон. И, кроме всего прочего, почему они неправильно составленные документы принимают к рассмотрению? В результате нашего разговора выяснилось, что наказать предпринимателя нельзя, тогда в его адрес посыпались угрозы: ну-ка, посмотрите, когда его регистрировали в нашей администрации, да мы его другими способами сумеем прижать, возьмем под особый контроль. Мы сказали, что если хоть волос упадет с головы этого предпринимателя, то доведем дело до конца.
Еще один пример, когда дело дошло до обращения в прокуратуру. На проспекте Кирова, 12, находится бар «Торпеда». Среди всего прочего ассортимента, естественно, в баре нужно торговать алкогольной продукцией. В законе о лицензировании прописывается, какие документы должен предоставить предприниматель, чтобы ему разрешили торговать алкоголем. В данном случае человек хочет и по закону имеет право торговать алкоголем, никаких оговоренных законом ограничений для него нет (бар не находится на расстоянии 30 метров и ближе от школ, детских садов, вокзала, аэропорта и т.д.), при этом рядом с ним казино «Бестужев» (принадлежащее жене главе администрации Фрунзенского района), ресторан «Буратино», другие заведения – торгуют, у них все нормально, им можно. А ему лицензирующий орган разрешения не дает! Почему? Он не может принести справку из Фрунзенской администрации о местоположении своего бара (в смысле удаленности от школ и т.п.). А без справки нет разрешения.
Выясняем ситуацию – почему чиновники не могут дать обыкновенную справку. Получаем, что его соседи по проспекту, приходящиеся родственниками высокопоставленным чиновникам из районной администрации и мэрии, просто нацелились на здание, в котором находится «Торпеда» (эта история тянется уже несколько месяцев, в том числе есть и уголовное дело по факту нападения на предпринимателя. – Прим. ред.), и справка стала просто предлогом. Я звонил Абрамовой, в комитет по экономике мэрии Саратова, она сказала, что к ним пришла бумага из Фрунзенской администрации и они направили ее в прокуратуру и милицию: дескать, в баре происходят пьяные драки. Но при чем тут это? Драки, которые еще надо доказать, это сфера ведения другого ведомства, как это может помешать выдаче лицензии?
В законе четко сказано, при каких обстоятельствах не выдается лицензия. У него все документы есть: санитарное заключение, паспорт предприятия, заключение налоговой, не хватает только одного документа – справки из районной администрации о местонахождении его бара. Ссылаются на заключение прокуратуры. Она, наоборот, должна пресекать подобные незаконные действия чиновников. Мы еще никак не можем увидеть этот документ, но если прокуратура действительно вмешивается в ФЗ и дает несвойственные ей заключения, то мы будем обжаловать их действия: обратимся к областному прокурору и дальше по инстанции.
А ведь очень просто можно сделать. Всем известно, где у нас находятся школы, вокзал, аэропорт. Определите их дислокацию, определите магазины, находящиеся в оговоренном радиусе (30 м) и которым нельзя выдавать разрешение на торговлю алкогольной продукцией, и отправьте эту информацию в лицензионный отдел. Все. Нет, я нахожусь в 30 км от школы, при этом должен ходить и доказывать, что я не верблюд.
СТЕНКА НА СТЕНКУ
Раньше предприниматели все были сами по себе. Сейчас многие вступают в нашу организацию. Нам пока 2 месяца, и народу еще немного, но процесс пошел, и чем больше будет членов, тем авторитетнее, массовее будет организация. С ней администрациям нельзя будет не считаться. А сейчас они расправляются с нами как хотят: хочу – дам справку, хочу – нет. По идее, на то, о чем я прочитал в «НВ», мэр должен был сразу отреагировать, собрать совещание, запретить главам так расправляться с предпринимателями. А в лучшем случае нужно избавляться от таких чиновников. Мы должны помнить, что чиновник нанят на работу. Нами, налогоплательщиками. В том числе и мэр.
Общественность страшно возмущена этими поборами. У нас была предпринимательница, рассказывала. Она торгует кожаными перчатками, подходит к ней милиционер, просит предъявить сертификат. Она отвечает, что на них нет сертификата, по закону не все товары подлежат сертифицированию. Нет, он достает какие-то бумаги и начинает ей угрожать. Или, например, милиция приходит в магазин, делает контрольную закупку, и им не дают чек. Что, вы думаете, они делают? Изымают кассовый аппарат. Им не положено этого делать! Они должны составить протокол и отправить его в налоговую инспекцию, а она уже его рассмотрит, наложит штраф. Или еще: милиция приходит и начинает проверять качество продовольственных товаров, но в ФЗ четко говорится о том, кто имеет право определять качество продовольственных товаров, и милиции среди названных организаций нет! Милиция приходит в ряды и требует санитарные книжки с продавцов обуви и одежды. А она им не положена, у них должна быть флюорография. А вот рядом Марь Иванна торгует детскими товарами, у нее она должна быть.
Районные администрации также часто пытаются установить режим работы для частного предпринимателя. А предприниматель вправе сам устанавливать режим, ассортимент и пр. А у нас привыкли командовать предпринимателями: а ну, хором сюда, хором туда. Нравится ли город Саратов? Нам нравится город Саратов, нам не нравится власть в городе Саратове на всех уровнях. Это люди случайные, некомпетентные. Чиновники всегда кричат, что их мало и они завалены работой, да вы освободитесь от ненужной работы, и сразу найдется время заняться настоящим делом.
Раньше, когда я работал в комитете по потребительскому рынку, наш комитет был юридическим лицом, мы могли и проверки проводить, и документы выдавать. Что сейчас сделали? Управление торговли – не юридическое лицо. Любой документ, который приходит на Московскую, 88, неделю проверяется (все ли изложенные факты верны), потом его отправляют в комитет к Абрамовой в мэрию, но комитет не каждый день рассматривает обращения. То есть сегодня, чтобы предпринимателю получить какой-то документ, требуется 10-15 дней. Чтобы получить лицензию, нужно потратить не меньше 2 месяцев на сбор документов. И везде платить. Представляете, нужна справка о том, что все работники прошли технику безопасности. Она стоит 600 рублей для любого предприятия. Бизнесмен приходит в областную профсоюзную организацию «Торговое единство», которая по закону Саратовской области их выдает (этого условия, кстати, в федеральном законодательстве нет), а чтобы справку получить, нужно уроки проходить. Ему говорят, может, вы не хотите время тратить, так заплатите, мы так дадим. Вот сколько развели кормушек, чтобы каждый чиновник мог прокормиться!
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 21 (83), 4-10 июня 2004 г.
Автор статьи: Елена АСАНОВА
Рубрика: Экономика/Бизнес