1000000000 в барачной корзине
Печальная кредитная история Саратовской области рискует пополниться последней скорбной страницей.
Губернатор Дмитрий Аяцков на июльском заседании областной думы объявил депутатам о своем желании взять миллиардный кредит. Формулировка больше расплывчата, чем благопристойна: «для исполнения областных целевых программ и выполнения обещаний, которые брали». Похоже, принцип «пропадать, так с музыкой» Аяцков применяет к собственной судьбе вполне практично: «уходить, так с кредитом».
НЕ ПРОШЛО И ПОЛГОДА
Законодатели утверждают, что кредит необходим для покрытия кассовых разрывов, т. е. на зарплаты бюджетникам и социальные выплаты. Проблема, разумеется, не могла не возникнуть – бюджет 2004 года был сверстан с двухсотмиллионным дефицитом. Работают на увеличение разрыва причины сегодня больше субъективные (неуклонная забота депутатов о прибавлении полку и списка льгот почетных и заслуженных, читай – номенклатурных пенсионеров). Что будет, когда пойдут объективные (Федеральный закон о замене льгот денежными пособиями), и подумать страшно. Вице-спикер облдумы и председатель ее бюджетно-финансового комитета Владимир Чуриков уже объявил об урезании областных целевых программ на 20%. Реально на сегодняшний день не исполняется ни одна. «Наилучшие» показатели по финансированию программ – 15-20%.
Однако даже на столь унылом фоне не совсем понятно – с чего бы это вместо двухсот миллионов вдруг возник миллиард рублей, да еще спустя полгода после начала исполнения бюджета. В подобном случае речь может идти либо о дремучей некомпетентности бюджетных финансистов из правительства и думы, либо о чьем-то желании наловить золотых рыбок в мутной политической водице в преддверии губернаторских выборов. Как всегда в Саратовской губернии, наличествует и первое, и второе.
О РАЗМЕРАХ ЯМЫ
Наверное, нет смысла подробно напоминать о наших долговых проблемах последних лет – они на слуху. В оценках суммы государственного долга области заинтересованные лица на редкость плюралистичны – областной минфин на протяжении 2002-2004 гг. не поднимался выше полутора миллиардов, думцы в этот же период говорили о 2,3 миллиарда рублей, со своими данными выходил Центробанк, оппозиция аргументировала долговые обязательства области примерно в 3,5 миллиарда, а независимые эксперты не саратовского происхождения и вовсе заявляли чуть ли не о 9 миллиардах! Можно вспомнить и серию судебных исков с внушительным пиаром – компания «Русатоммет» против облправительства. Между тем запальчивость, с которой губернские финансисты спешили опровергать астрономические суммы долга, явно демонстрировала не только справедливость пословицы «нет дыма без огня», но и элементарный бардак в официальном порядке подсчетов-расчетов. В итоге все окончательно запутались, хотя дело тут уже даже не в цифрах, а в принципе – кредитная история у области сложилась хуже некуда.
Впрочем, надо отдать должное губернатору и правительству – они из последних сил пытались гасить долги губернии, для чего, естественно, творили новые. Используя методы творческие и нетривиальные. Так, предполагалось привлечь 150 млн за счет государственных ценных бумаг субъектов РФ, а затем направить эти деньги на погашение. Судя по всему, здесь речь об очередной затее по выпуску облигаций Саратовской области. Другой вопрос – будут ли бумаги пользоваться спросом? А то ведь чем-то, воля ваша, простоквашинским от эдаких идей веет – «чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно купить что-нибудь ненужное»... Кроме того, какие-то деньги должна была дать продажа государственного и муниципального имущества, но о ней пока ни слуху ни духу. И то верно – с чего это нашим властным мальчишам-кибальчишам расставаться со своей главной тайной?
И все же, повторю, власть из кожи вон лезла последние годы, дабы сократить сумму государственного долга Саратовской области. А теперь вот концепция изменилась – берем, и сразу миллиард. И уже не до экономии, тем паче экономики. На первое место выходит ее величество политика.
СЫТНАЯ ДОЛЖНОСТЬ СТРЕЛКА
Сам механизм получения кредита губернатор обозначил интересно: если не получится в одном, возьмем в нескольких банках. Одним из таковых, возможно, станет «Внешторгбанк». Логика профессионального «стрелка» (так на старом уголовном жаргоне именовались профессиональные попрошайки, не нищие, но, что называется, «из благородных»). Проси больше – дадут меньше, но дадут, проси не в одном месте, а во многих сразу, знай место, где дадут всегда... Налицо переквалификация из управдомов (крепких хозяйственников) в сыновья лейтенанта Шмидта.
Главный вопрос – под что (кого) берется столь внушительный кредит. Областной собственности? Она у нас еще пока есть, ее можно закладывать, но по закону продавать для обеспечения долговых обязательств разрешается только с аукциона. Мало кого привлечет утомительная возня с провинциальной Фемидой и ее слугами – судебными приставами (а ведь постояльцы долговой ямы сразу начнут вопить о кровопивцах-банкирах, заедающих последнюю областную копейку). Иной коленкор, когда деньги дают под конкретного человека и – шире – режим наибольшего благоприятствования на определенной территории, обслуживание жирных участков бизнеса, долгосрочное партнерство и т. д.
Такого человека сегодня в областной власти нет. Под Дмитрия Аяцкова миллиарда не дадут. Впрочем, с Дмитрия Федоровича станется: могут быть задействованы общеизвестные коррупционные схемы с чуть ли не половинным откатом. Ибо кредит этот нужен сегодня Аяцкову как воздух. Все нынешнее поведение губернатора показывает в нем человека окончательно политически дезориентированного и готового ради сохранения власти (в любом ее виде) на самые опасные сумасбродства. Аяцков, похоже, решился идти на губернаторские выборы, поскольку ничего другого сложившиеся обстоятельства ему не оставляют. Все отчаянные попытки Дмитрия Федоровича обратить на себя внимание Кремля остаются без внимания. Причем речь даже не о сохранении статус-кво, но о любом благоприятном сигнале сверху, позволяющем надеяться на безболезненное оставление кресла. Приемлемым представляется вариант почетной ссылки: Дмитрий Аяцков спит и видит себя послом, например, в Украине – у другого почетно-ссыльного, давнего аяцковского знакомца Виктора Черномырдина как раз завершается срок полномочий. Бредит губернатор (давно и пока безнадежно) и визитом президента Владимира Путина на Саратовщину. Несовпадение маршрутов президентских поездок с Саратовом становится все более многозначительным. Поэтому даже краткий визит Путина в наши края с не выходящим за протокольные рамки обменом любезностями будет лучом света в темном царстве аяцковских фобий.
Губернатору (даже столь сомнительным способом, как взятие кредита) хочется продемонстрировать былую силу и дееспособность. При очевидной шкурной подоплеке – берет деньги Аяцков, отдавать будет другой губернатор и вся область. Есть тут и определенный политический расчет, тест на верность областной думе. Если депутаты согласятся с предложением Дмитрия Федоровича, кредит, буде он взят, придется пилить помельче, но зато вновь возникает принцип коллективной ответственности, проще говоря – круговая порука, о бастионы которой по-прежнему разбиваются атаки областной прокуратуры. В случае депутатского вето будет на кого свалить накопившиеся к концу года проблемы с бюджетными неплатежами. Впрочем, учитывая нынешнюю слабость и беззубость губернаторской пропагандистской машины, сокрушительной обструкции законодателям опасаться явно не стоит.
ДЕПУТАТОВ – В ДОКТОРА
В депутатских кругах определенности и единодушия нет. Председатель индустриального комитета Леонид Писной полагает, что дума, по всей видимости, с губернатором согласится, хотя у самого Леонида Александровича точка зрения иная. Он считает, что далеко не использованы ресурсы целевой федеральной помощи. Если сейчас начать продуктивную работу с Центром, можно достать до пятисот миллионов. Писной выражает сомнение, что заемные деньги пойдут на финансирование областных целевых программ, а это «тот сектор, который мог бы отбиться обратно налогами». Заместитель председателя бюджетно-финансового комитета Владимир Пожаров также говорит о своем отрицательном отношении к губернаторской идее кредита: «Мы планировали привлечь деньги на развитие экономики. А Дмитрий Федорович собирается покрывать социальные вопросы. Деньги уйдут в песок». Депутатов понять можно – они, в отличие от Дмитрия Аяцкова, имеют шансы на продолжение политической карьеры в Саратовской области. Так что прежние «методы работы» с народными избранниками могут оказаться неэффективными. Да и не ведется, похоже, никакой работы – ослабевший и дезориентированный губернатор слабо контролирует реальность и, кажется, до сих пор уверен, что дума не откажет ему в столь привычном и мелком деле.
Судя по всему, Аяцков выйдет со своим судьбоносным предложением уже на августовском заседании облдумы (которое, несмотря на каникулы, запланировано вместо пропущенного июньского), и вот тут его может ждать весьма неприятный сюрприз. Деньги, которые уже были распределены по кошелькам, вроде джлавяновского комитета, растают в воздухе. Уйти с почетом, уйти с кредитом – подобные этапы карьеры Аяцков благополучно миновал.
СПРАВКА «НВ»
При стабильном исполнении доходных показателей областного бюджета 2003 года и первого полугодия 2004 года правительством области хронически, а, точнее сказать, искусственно, сдерживается реализация областных целевых программ, направленных на улучшение жилищных условий жителей области, и реализация мероприятий областной целевой программы «Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2004-2010 годы». Так, например, в 2003 году финансирование областных целевых программ: «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2002-2010 годы составило 75,0%, «Строительство жилья для работников бюджетной сферы» на 2003-2005 годы – 51,8%, «Обеспечение жильем молодых семей» на 2003-2010 годы – 99%, «Дети Саратовской области» в части подпрограммы «Дети-сироты» на 2000-2003 годы – 87,8%, выплата компенсаций удорожания стоимости строительства жилых домов жилищно-строительных кооперативов – 69,0%. Общий объем недофинансирования составил 24,9 млн рублей. При этом ремонтные работы театра им.Слонова выполнены на сумму 124,0 млн рублей, что составляет 620% от первоначальных лимитов, и профинансированы на сумму свыше 90,0 млн рублей (или более 400%).
Аналогичная ситуация сохранилась и в первом полугодии 2004 года. Финансирование всех вышеперечисленных областных целевых программ составило на 1 июля 2004 года – «0» (ноль) млн рублей, за исключением компенсаций удорожания стоимости строительства жилых домов жилищно-строительных кооперативов – 8 млн рублей или 31,4%. Срыв финансирования мероприятий по программе «Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2004-2010 годы» повлекло за собой чрезвычайную ситуацию на комплексе ВК-2 в г. Саратове, отсутствие водоснабжения в поселке Дубки Саратовского района и многое другое.
Одновременно с этим правительство области опережающими темпами финансирует ФК «Сокол», оздоровительный комплекс «Чардым», приобретает дорогостоящий служебный транспорт, вносит предложения по финансированию работ по капитальному ремонту ФОК «Звездный», сданного в эксплуатацию 5 лет назад.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 29 (91), 30 июля – 5 августа 2004 г.
Автор статьи: Алексей КОЛОБРОДОВ
Рубрика: Экономика/Бизнес