Яндекс.Метрика

Путешествие дилетанта

Путешествие дилетанта

Ужас, именуемый ремонтом, обрушился и на автора этих строк. Изрядно побегав по магазинам, мое семейство, не слишком обремененное денежными знаками, приобрело шахтинскую кафельную плитку, украинские обои, шпатлевки-затирки (опять же не регионального происхождения), гипсокартонные потолки, сделанные тоже не у нас, а также нездешний гибкий плинтус. Кроме того, был приобретен импортный комплект для ванной, красивый и недорогой (500 с хвостиком рэ). В других магазинах тот же набор, но уже разукомплектованный, выставлялся за 900. А еще мы прикупили самарский унитаз с гордым названием «Виктория» и рекламными куплетами безумного содержания. Получилось так, что нашенскими в этом наборе оказались только плохо обработанные горбыли, которые нам продали в большом престижном магазине под видом брусьев.

Естественно, возник у меня вопрос: почему это так? Почему везде знают ярославские краски, но никому не известны саратовские? Почему саратовские обои отлично подходят для оклейки дач, а квартиру, на мой взгляд, ими отделает разве что очень стесненный в средствах человек? Где родные навесные потолки, сверкающий кафель, стильные деревянные двери? Что вообще у нас производят для обывателя, озабоченного ремонтом?

Путем простенького дилетантского опроса удалось выяснить следующее.

ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА ПРИЛАВКА

По мнению генерального директора группы компаний «ZODчество» Владимира Хрипунова, емкость саратовского рынка строительно-отделочных материалов, используемых для ремонта квартир, на пике сезона достигает 240 миллионов рублей в месяц. С этой оценкой согласен генеральный директор «Ассортистроя» Владимир Ченыкаев. Август – как раз пик. Это сколько же денег уходит из области?

Да, приличные саратовские изделия в магазинах стройматериалов найти сложно. И у Хрипунова в шести магазинах сети «ZODчество», и у Ченыкаева в большом «Ассортистрое» товар любой географии, от Старого Оскола до Италии, но – за исключением Саратовской губернии. Но это не значит, что ничего хорошего у нас вообще не производят. По мнению того же Владимира Хрипунова, калининские краски, сделанные на предприятии «КРИЗ», не уступают по качеству питерским, однако степень известности тех и других просто несопоставима. «Мы можем поддерживать «КРИЗ», но вести за свой счет раскрутку его красок – нет», – говорит г-н Хрипунов. Точно так же грунтовки местной фирмы «Лидас» не уступают расхваленному «Оптимисту», но в магазинах идет именно «Оптимист», потому что магазины должны продавать то, что имеет спрос. По оценкам В. Хрипунова, другое калининское предприятие, выпускающее аналогичные товары, но созданное гораздо позже, уже превзошло исконного производителя калининских красок. И все за счет активной рекламы. Еще более скептично настроен по отношению к местным изделиям Владимир Ченыкаев, у которого можно приобрести, к примеру, саратовскую лакокрасочную продукцию, но под заказ, а не в магазине. По его мнению, местные сухие строительные смеси вполне пригодны, если вы стремитесь решить проблему по минимальной цене, например, при ремонте каких-либо крупных казенных объектов, но когда дело касается собственной квартиры, предпочтение отдается импортным аналогам.

С другой стороны, если такие предприятия существуют, значит, как считает В. Ченыкаев, своего потребителя они находят.

ВИД ИЗ ЦЕХА

Предприятие «КРИЗ» в феврале этого года сменило собственника: раньше основными акционерами были москвичи, теперь стали саратовцы. По мнению начальника отдела сбыта Сергея Самошина, смена владельца идет предприятию на пользу. Москвичи практически не развивали маркетинг, предприятие при них находилось в сложном финансовом положении. Сегодня завод расширяется, создаются новые рабочие места. Воспряли и сбытовики, и маркетологи: расширяется сбыт, а на рекламу новые владельцы уже потратили $2 тысячи. И все же усиленно работать с «физиками», делающими ремонт, предприятие пока не планирует. «КРИЗу» интересны оптовики и крупные потребители – типа заводов, для которых важно прежде всего качество, а не раскрученность брендов.

На тех же позициях стоит и вышеупомянутый конкурент – фирма «Спектр-ТП». Работник отдела сбыта этого предприятия Илья Изнаиров рассказал нам, что в прошлом году «Спектр-ТП» усиленно рекламировал калининские краски собственного производства, которые, по мнению г-на Изнаирова, не уступают по качеству ростовскому «Ореолу». Увы, эффект разочаровал. Сегодня калининцы сосредотачивают усилия на производстве резиновых перчаток, латексной пасты, т.е. номенклатуре, не ориентированной на мелкорозничного покупателя и к ремонтам отношения не имеющей.

ЗАО «Лакокраска» тоже не ориентируется на мелкую розницу. Идеальный покупатель эмалей, масляных красок, шпатлевок, жидких обоев для сбытовиков «Лакокраски» – подрядчики, работающие на крупных объектах, типа бюджетных заведений, заводов и пр.

А «Саратовские обои» нашли своего идеального потребителя среди все тех же бюджетников. Оказывается, школы, больницы, собесы в масштабах СНГ охотно покупают наши изделия. При таком раскладе нет и смысла гоняться за капризным требовательным частником. Ведь то, что сойдет для интерната, далеко не всегда сгодится для собственной квартиры. Сироток много, я – один.

ОТ РОДНОГО ГУБЕРНАТОРА ДО РОДНОГО УНИТАЗА

Но кто о чем, а я все про деньги. 240 миллионов, которые мы в августе отдадим неродным производителям, жгут мое сердце. Тем более что обороты на рынке СОМ для домохозяйств уже третий год подряд, по выкладкам господ Хрипунова и Ченыкаева, растут на 20 процентов. Правда, с учетом официальной, а тем более неофициальной инфляции прирост получается не таким уж впечатляющим, но – все равно. Рынок растет, а нас там практически нет! Почему? По словам В. Хрипунова, «Керамика-Стема» одно время хотела заняться производством кафельной плитки и сантехприборов, было и еще одно предприятие, намеревавшееся делать местный санфаянс. Но... Во-первых, нужны большие изначальные вложения, во-вторых, конкуренция велика. В третьих – политический климат для бизнеса в губернии не тот. Смею думать, не одна только предвыборная ситуация, на которую ссылались мои собеседники, тому причиной. Чтобы поставить коробку, надо подписать кучу строительных согласований, чтобы подключить здание завода к газу, воде, теплу, нужно отдать неимоверные деньги. А еще нужно откупаться от чиновников, раскручивать бренд, платить зарплату. Можно бы, конечно, создать производителю божеские входные условия, но вот на это как раз воли у нашей власти нет.

Ну ладно, плитку делать дорого, а производство гипсокартона – дешевое. Но проще деньги увезти в Пензу, чем здесь начинать. Дешевле закупить в Москве, чем сделать на месте. Но если собеседники мои стремились соблюсти некий политес, то на бизнес-тусовках публика высказывается с неприкрытой прямотой: «А почему вы решили, что власть заинтересована в том, чтобы деньги оставались в регионе? А назовите хоть один завод, открытый при губернаторе Аяцкове? Почему нет инвесторов? Потому что есть губернатор Аяцков!»

КАК ХОРОШО БЫТЬ МАГАЗИНОМ

В сухом остатке мы имеем следующее: местные производители строительно-отделочных материалов не ориентируются на обывателя, потому что работать с ним хлопотно и дорого. Предприятия, которые могли бы производить столь популярный сейчас строительный ширпотреб (потолки, плинтус, плитку и т.п.) не появляются, так как дело это требует больших вложений, а вкладываться в нашу губернию серьезные люди по ряду причин не спешат. И потом – рынок сегодня практически поделен среди нескольких раскрученных марок, и втиснуться на него – дело и трудное, и дорогое.

Кто внакладе? Само собой – бюджет с экономикой. А еще – мы с вами, оплачивающие из своего кармана транспортные издержки, заложенные в каждой единице товара. А будь у нас свои обои качеством как «Кубань Кнауф», мы бы имели возможность приобрести хорошее изделие по более низкой цене.

Кто в плюсе? Граждане, магазину все равно, чем торговать! Не будем углубляться в вопрос об оптовых и розничных накрутках, заметим только, что цены на одно и то же в разных магазинах разнятся и на 50, и на 100 процентов. Отметим и тот факт, что «Ассортистрой» начинал в 1996 году с небольшого магазина, а уже через два года въехал в бывший заводской корпус, шикарно его отделав. Но – не будем совсем уж уподобляться Шариковым и Швондерам. Сосредоточимся на позитивном: в борьбе за нас с вами магазины доводят сервис до невиданных ранее высот. «ZODчество» раньше всех начало практиковать доставку по звонку для постоянных покупателей. До сих пор вне конкуренции такая услуга этой сети, как ремонт в кредит в квартирах и офисах. И эта сеть, и «Ассорти-строй» считают себя родоначальниками такой услуги, как покупка СОМ в кредит. Причем для того, чтобы купить в кредит в «Ассортистрое», вам даже не нужно идти в банк – офис находится прямо на территории магазина. Здесь же вы можете оставить груз на бесплатное ответственное хранение, заказать доставку по графику, а также получить в короткие сроки любые СОМ, которых сейчас нет в магазине. В общем, у кого порядок в голове, у того и в делах порядок. А у кого в голове разруха, у того все шиворот-навыворот: хозяйство вкривь и вкось, зато собственный домик благолепен вельми и построен без единого гвоздя. Саратовского.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 32 (94), 20-26 августа 2004 г. 


Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: