Казанова станцует, Маресьев споет
Чуть более месяца остается до открытия нового театрального сезона в Саратовском театре оперы и балета. Срок, казалось бы, приличный, а между тем оперный заставляет говорить о себе уже сейчас. Что называется, есть повод.
Во-первых, главный дирижер театра и его художественный руководитель Юрий Кочнев получил предложение поработать приглашенным дирижером симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» (оркестр этот прописан в новом столичном доме музыки и делит площади с национальным симфоническим под управлением Спивакова). Московское предложение, ясное дело, вещь лестная. Но нас интересовало, сможет ли маэстро сочетать артистическую деятельность в Саратове и столице. Без ущерба для родного города, разумеется. Согласно контракту Кочнев должен в течение года отработать на столичной сцене девять-одиннадцать концертных программ. Для маэстро это не представляется чем-то сверхсложным, ведь до Москвы он совмещал оперное дирижирование в Саратове и симфоническое в Кисловодской филармонии. К тому же столичный оркестр для Кочнева отнюдь не незнакомец, в течение последних лет он несколько раз стоял у дирижерского пульта на этой сцене. Так что дирижер и оркестранты уже спелись. Точнее, сыгрались. Осталось теперь разыграться по полной программе. Репертуар, утверждаемый ныне дирижером, позволяет сделать это и с шармом, и с размахом, ибо включает в себя широчайший спектр произведений и русских, и западных композиторов-классиков, а также редко исполняемые сочинения – симфонию Глиэра «Илья Муромец», восьмую симфонию Брукнера, шестую Мясковского.
В первых числах октября театр вынесет на суд зрителей первую премьеру нового сезона – балет «Казанова». Балетмейстер-постановщик спектакля – лауреат международных конкурсов хореографов, выпускник балетмейстерского факультета ГИТИСа Юрий Пузаков. Он же автор либретто и хореографии балета.
Спектакль будет идти под фонограмму – музыкальные шедевры Альбинони, Бетховена, Вивальди и Моцарта проиллюстрируют жизнь одного из самых знаменитых авантюристов XVIII века. В отличие от другого легендарного соблазнителя – Дон Жуана, безжалостно разбивавшего женские сердца, Казанова осчастливливал своих возлюбленных праздником любви, ибо каждая из его подруг веровала: она в его жизни единственная! Таких «единственных» дам, завладевших сердцем Казановы, в спектакле будет четыре. Списочек, конечно, для сей персоны хиловат, но полторы сотни его возлюбленных в балет явно не впишутся – танцовщиц не хватит, даже если весь кордебалет в комплекте с мимансом на сцену вывести. У четырех женщин Казановы нет имен, они разделяются лишь по цвету платьев – дама в красном, дама в черном, в белом и голубом. Фавориток знаменитого венецианца станцуют молодые талантливые балерины – дипломанты Международного конкурса Вера Шарипова и Наталия Колосова, а также три Елены – Каменщикова, Данилова, Романова.
Возлюбленные Казановы будут неизменно молоды на протяжении всего спектакля (всей жизни, сконцентрированной в пару театральных часов), а вот сам великий любовник предстанет на сцене в двух ипостасях: в молодости и старости. Казанову-молодого станцует О.Иванов, а партия старого поручена народному артисту И.Стецюре. В другом составе – Д.Курынову. Предполагаю, что на танец этих «старцев» стоит посмотреть.
Более поздняя премьера – балет-феерия «Дюймовочка» по сказке Андерсена. Музыку для этого спектакля написал по просьбе театра санкт-петербургский композитор Сергей Баневич, создающий на редкость красивые и поистине волшебные произведения для детей.
В работе театра – одна из самых роскошных оперетт Кальмана «Принцесса цирка».
И, наконец, самая масштабная работа театра в текущем сезоне – это опера «Повесть о настоящем человеке», закатное, последнее произведение Сергея Прокофьева, к которому сам композитор относился весьма ревностно, а критики – очень жестко: в музыке Прокофьева искали в те годы пресловутый формализм.
Со времен премьерных спектаклей «Повести» прошло уже более 40 лет. Вещь эта никогда не была кассовой и, насколько мне известно, ставилась крайне редко. Откровенно говоря, я была озадачена выбором этого произведения и даже поинтересовалась у Кочнева, а не опасается ли он того, что публика останется равнодушной к этому спектаклю, в основе которого сюжет романа Бориса Полевого о герое-летчике?
В качестве режиссера-постановщика приглашен москвич Андрей Сергеев, уже знакомый саратовцам по блестящим постановкам «Русалки» и «Тоски». Ну а что касается зрителей, то художественный руководитель театра убежден: оперный зритель на Маресьева пойдет. Пойдет, потому как история его переложена на язык музыки самим Прокофьевым. И в этой опере такое мелодическое дыхание, что меломаны просто не смогут не прийти. «А потом, – присовокупил дирижер, – русская национальная патриотическая опера – это всегда хорошо. Ценно и интересно».
Кто будет исполнять центральную партию? Об этом говорить пока рано. В театре шутят, что мы, мол, еще не определились, какому солисту надлежит ампутировать ноги. Для правдоподобия и лучшего вхождения в образ.
Так что саратовских меломанов – и балетных, и оперных – ожидает немало интересного. Великий любовник для всех нас станцует, а настоящий человек споет.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 33 (95), 27 августа – 2 сентября 2004 г.
Автор статьи: Светлана МИКУЛИНА
Рубрика: Афиша