Меняем менеджера на управленца
Для меня Нижний – это аристократ, стесненный в средствах, Самара – Нью-Йорк на Волге, где в квадратах унылой советской геометрии бурлит энергия людей и капиталов. А Саратов – город интимно-закоулочный. Здесь все необязательно, сиюминутно и спонтанно, начиная от нелегальных базаров и кончая поступками губернатора. Интимность накладывает отпечаток и на саратовский бизнес, с его очарованием магазинчиков и подвальных кафешек. Но что такое интимность? Это когда для себя и для своих, а в бизнесе это не самая лучшая установка. Она не позволяет развиваться и преодолевать порог дилетантства. А доходы наши меж тем растут, и мы, клиенты, не только можем и хотим, но уже и требуем. Выполняем роль той самой невидимой руки рынка, которая оставляет в живых только победителей. Чего не хватает саратовскому малому и среднему бизнесу, чтобы успешно отвечать на наши запросы, извлекать из растущего спроса достойную прибыль, ощутимо пополнять казну региона? Об этом наш разговор с двумя специалистами из консалтинговой компании «Системы Бизнес Роста» – консультантом по управлению и финансам Максимом Огаренко и консультантом по маркетингу Иваном Соколовым.
– Даже без всяких консультаций с вами назову как минимум две причины. Первая – это высокий входной барьер в виде чиновников, инспекций и взяток. Вторая – это жлобство, свойственное нашим предпринимателям. Один с трибуны говорит о социальной ответственности бизнеса, а в магазинах своих выстроил систему взаимных доносов и продавцам платит не деньгами, а товарами из магазина. Другой заваливает уже не первый проект, потому что жмется и не нанимает квалифицированный персонал.
Максим Огаренко.
Иван Соколов. Кроме чиновников, наши предприниматели любят жаловаться на конкуренцию. Но судя по тому, что в Саратове на каждом шагу попадаются заведения, где плохо обслуживают, продают некачественный товар и т.п., конкуренция у нас только начинается. Возьмем как пример сети розничных магазинов. Реальной конкуренции пока не заметно – просто происходит передел рынка, где несколько брендов достаточно мирно уживаются друг с другом, экстенсивно развиваясь. Места пока хватает всем.
Вот когда город будет плотно охвачен этими розничными сетями – пойдет настоящая битва за потребителя. Когда через дорогу будут магазин «А» и магазин «Б», обслуживающие один локальный район, тогда и начнут предприниматься меры по формированию группы лояльных покупателей, завлечению новых клиентов и удержанию существующих. Далее на уровне руководства всей сети «А» и всей сети «Б» начнутся мучительные процессы, направленные на дифференцирование своего бренда – то есть на формирование значимых и массово разделяемых потребителем отличий магазина «А» от магазина «Б». Отличий, которые будут приносить рост прибыли одного и уменьшение прибыли другого.
Тогда начнется реальный конкурентный маркетинг, направленный на то, чтобы потребители с радостью расставались со своими деньгами именно в наших магазинах. На планерках появятся термины – доля рынка, позиционирование, имидж бренда, стоимость бренда, показатели клиентской лояльности. Сегодня конкуренция в Саратове слабая, и я не понимаю, почему предприниматели этим не пользуются. У нас в городе наперечет качественно организованных бизнес-проектов типа сети бистро «Улей». «Улей» практически сформировал вокруг себя новый рынок – рынок быстрого качественного питания в течение дня. Рынок растет, так организуйте такие же кафе! Нет – чего-то ждут рестораторы и инвесторы.
– Вы предсказываете маркетинговые войны, но кто у нас будет воевать? Мой знакомый антикризисный управляющий говорит, что у нас менеджмент дремучий. Не знают даже, что такое бюджетирование, а на предприятиях в Пензе уже всерьез занимаются инжинирингом. Это в отсталой Пензе!
Максим.
– К чему сегодня эти премудрости, если можно просто играть на соотношении цены и сервиса? Но есть уже у нас сферы, где системы роста работают?
Иван.
– Вы часто общаетесь с саратовскими предпринимателями. Они уже понимают, что время легких денег проходит и нужно учиться их зарабатывать?
Максим.
Иван. Если серьезно, то отдельная проблема – это переводные курсы. У нас привыкли ориентироваться на западные стандарты, и этим пользуются учебные центры, заявляющие о причастности к мировой системе бизнес-образования. При этом потребителю могут не сообщить, на кого на Западе данная бизнес-школа ориентирована – на активных, развивающихся предпринимателей или на домохозяек и клерков, желающих на небольшие деньги расширить свой кругозор. Как вы думаете, какие бизнес-школы скорее будут представлены в городе с плохими дорогами и населением чуть больше миллиона?
– Но в вузах-то все не так?
Максим.
– Получается, что из вузов выходят не готовые к бизнесу кадры, потом еще учатся за большие деньги, но сносных результатов не получают. И как быть?
Иван.
Максим. Вообще, давайте заменим слово «менеджер» на слово «управленец». Хотя бы потому, что это слово затаскали продавцы некачественных интеллектуальных продуктов. В общем, управление – это реальная практика и повседневная работа, основанная на здравом смысле. На наш взгляд, саратовскому рынку сейчас нужны бизнес-обучение и консалтинг, которые помогут систематизировать и упростить основные бизнес-процессы в каждой отдельной фирме, наладить маркетинг, управление финансами. Плюс к этому для организаций, уже прошедших процесс упорядочивания, – конкретные практические инструменты, обеспечивающие стратегическое развитие.
Иван. Помните концепцию «невидимой руки рынка»? С нарастанием конкуренции будет происходить общий рост во всем – начиная от уровня обслуживания в магазине около вашего дома и заканчивая ВВП региона. При этом все системно, и долговременный рост также не может не быть системным. С развитием бизнеса будет развиваться и обслуживающая его инфраструктура, к которой относятся и обучение, и консалтинг.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 34 (96), 3-9 сентября 2004 г.
Автор статьи: Наталья МАУС
Рубрика: Экономика/Бизнес