Судьба документа
17 ноября на очередном заседании областной думы парламентское большинство с треском провалило областную целевую программу по развитию малого предпринимательства на 2005-2007 годы. Проект программы был внесен на утверждение в облдуму прогубернаторским комитетом по экономической политике, возглавляемым депутатом Николаем Чернобуком. Вполне возможно, уже одно это определило судьбу документа, который, кстати, намечено было принять еще в сентябре.
Однако тогда разработчикам было прямо сказано, что программа объемом в 27,7 млн областных бюджетных рублей написана так, будто главная ее цель – помочь Саратовской торгово-промышленной палате освоить эти средства. К ноябрю упоминание в проекте этой организации было сведено к минимуму, однако и это не помогло. Бдительный глаз «Единой России» снова углядел в проекте «уши ТПП», и программа не была утверждена. А между прочим, она обещала за два года рост числа малых предприятий на 25%, увеличение вклада малого бизнеса в ВРП с 10 до 20%, рост числа занятых в малом предпринимательстве на 30%. И на том же заседании облдумы были утверждены новые ставки единого налога на вмененный доход (ЕНВД), значительно увеличившие налоговую нагрузку на малый бизнес. Так, за счет уплаты налога по новым ставкам бюджет рассчитывает получить доход в размере 517 миллионов рублей.
ЕСТЬ ЗАДАЧИ ПОВАЖНЕЕ
Уже после заседания главная торпеда программы развития малого бизнеса депутат Олег Грищенко так прокомментировал свое выступление в облдуме:
– Основной вопрос, стоявший при обсуждении программы, это, конечно же, ее финансирование. В бюджете 2004 года на поддержку малого бизнеса выделено в 4 раза больше средств, чем в 2003 году. В 2005 году планируется увеличить финансирование еще в 2 раза. Таким образом, за два года сумма денежных средств, выделяемых из бюджета, выросла в 8 раз! Но бюджетные доходы за это время так не выросли! Стало быть, финансирование будет осуществляться за счет других, не менее важных статей бюджета. Но на будущий год областное правительство предложило дефицитный бюджет, и этому бюджету предстоит выдержать колоссальную нагрузку, связанную с повышением оплаты труда и монетизацией льгот. Вряд ли кто будет оспаривать приоритетность этих выплат. И депутаты облдумы видят свою основную задачу в том, чтобы профинансировать эти статьи полностью и не допустить социальных потрясений.
Как генеральный директор ОАО «Саратовский подшипниковый завод» могу сказать со всей ответственностью, что налоговая нагрузка на крупный и средний бизнес несоизмеримо выше, чем на малый. И в этом есть логика. Именно таким образом государство стимулирует развитие малого предпринимательства. И обвинять депутатов в желании решить проблему бюджетного дефицита за счет повышения налогов на малые предприятия несправедливо. Депутаты всего лишь стараются сделать условия конкуренции равными для всех участников рынка.
Статистика показывает, что объем продукции, товаров, услуг, приходящийся на одного работающего на крупном предприятии, значительно выше, чем аналогичный объем, приходящийся на одного работающего в малом бизнесе. Выходит, в крупном бизнесе выше производительность труда и он эффективнее. Превосходит он и по зарплате, и по доле в налоговых поступлениях. Но это не означает, что нужно отказываться от поддержки малого предпринимательства в пользу крупного. Развивать нужно и тех и других, не допуская перекосов в ту или иную сторону. Необходимость выделения средств на обучение предпринимателей также вызывает сомнение. По-моему, учить сегодня надо не на предпринимателя, а на рабочего. Рабочих кадров не хватает, а предприниматели и так в избытке. Торгово-промышленная палата в своем обращении к депутатам ссылается на разработанную на федеральном уровне программу поддержки малого бизнеса. Ну и заложите в областную программу федеральные средства!
ДИРЕКТОР ЗАВОДА ЛОТОЧНИКА НЕ ПОЙМЕТ
У президента Саратовской губернской торгово-промышленной палаты Максима Фатеева свои резоны:
– Крупный бизнес из региона уходит, и за все должны теперь отдуваться малый и средний. Отсюда драконовские ставки ЕНВД, которые приняла на 2005 год областная дума. Фактически для автостоянок налоговый пресс усилился в 5-10 раз! Но заложить в бюджет доходы еще не значит их получить. Мне непонятно, почему депутаты резко настроены против создания гарантийного фонда, который предусмотрен проектом программы в размере 15,4 млн рублей бюджетных средств и 1,4 млн рублей из внебюджетных источников. Именно такой фонд должен стать гарантией возврата выдаваемых малому бизнесу банковских кредитов. Сегодня с такими потенциальными клиентами пытаются работать саратовские филиалы банков «Петрокоммерц» и «Юниаструм». Но это только первые осторожные шаги, а гарантийный фонд мог бы значительно ускорить процесс. Кроме того, гарантийные фонды – это форма, признанная на федеральном уровне. Ведь в проекте федерального бюджета предусмотрено 1,5 млрд рублей на поддержку малого бизнеса именно в форме гарантийных фондов и бизнес-инкубаторов. Доступ к кредитным ресурсам – это главная проблема малого бизнеса, но не единственная. Еще один важный фактор – незнание бизнесом законов. В этом году в областном бюджете заложено 10 миллионов рублей на поддержку малого бизнеса. С помощью этих средств палата начала создавать бизнес-инкубатор на собственной базе и консультационные центры в районах области. Подчеркну, бизнес-инкубатор – это консультации, а не выдача кредитов! Сейчас создано семь центров, а с помощью программы, если бы она была принята, мы хотели к концу будущего года довести их число до двадцати. На сегодняшний день при поддержке облбюджета уже проведено двадцать бесплатных семинаров для малого и среднего бизнеса в Саратове и районах, пять круглых столов. А консультационные пункты в районах помогли предпринимателям сэкономить деньги за счет бесплатных юридических консультаций. Кроме того, наши юристы выезжали на проверки, в результате были «отбиты» штрафы и санкции на сумму более 1 миллиона рублей. Бесплатные консультации в ТПП помогли созданию новых 28 юридических лиц – потенциальных налогоплательщиков.
Конечно, мы будем продолжать эту работу и без программы, потому что поддержка малого предпринимательства – одна из наших задач по федеральному закону о торгово-промышленных палатах. На мой взгляд, свой политический капитал некоторым областным депутатам лучше тратить на более конструктивные вещи. Например, пробить идею электронных торгов при проведении тендеров на исполнение областного заказа. Существующая при ТПП предпринимательская коалиция «Единство действий» уже вышла в облдуму с предложением принять такой закон. Очаг коррупции – тендеры, а вовсе не бесплатные консультации для предпринимателей. Электронная система действует в 11 регионах, и в Санкт-Петербурге всего за 10 месяцев она дала экономию в 1,5 миллиарда бюджетных средств.
СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Депутат-государственник жалеет денег на малый бизнес. Видный общественник подозревает депутатов в исполнении политического заказа. Автор этих строк достаточно знаком с ситуацией, в которой развивается малый бизнес в регионе. Он, конечно, живуч, и выдержит и не такие налоги, сначала бойкотируя их, а потом добиваясь снижения. Все это мы уже проходили в прошлом году, когда снижение ЕНВД шло под грохот протестных акций на Театральной площади. Можно спорить об объемах консультаций, но непонятно, отчего депутаты так взъелись на гарантийный фонд. Малый бизнес ждет этого фонда. Ждут кредитные кооперативы (не путать с пирамидами!), работающие с мелкими коммерсантами. Опираясь на средства фонда, они смогут привлекать кредиты банков, чтобы насытить деньгами малый бизнес. Наверное, и в эту схему можно встроить коррупционный механизм, однако десятки регионов РФ развивают кредитную кооперацию с помощью именно гарантийного фонда, в который вкладываются средства региональных бюджетов. Ее развивают ревностно, потому что кредитные кооперативы – это банки бедноты и зачастую единственный источник оборотных средств для типичного мелкого предпринимателя, у которого за душой тысяч пятьдесят на покупку шмоток, место на вещевом рынке да старенький «Москвич». А у нас легальные источники денег для таких коммерсантов перекрывают наглухо.
Я думаю, что торгово-промышленную палату в этой истории подвело отсутствие громкой известности. Вопрос выделения бюджетных средств – это всегда вопрос политический. Губернатор сегодня – это не та фигура, в тени которой комфортно делать политику и тихо выигрывать конкурсы на предмет казенных денег. Нужно становиться самостоятельной силой с громкой общественной репутацией. Палата имеет большой опыт по части борьбы с художествами чиновников и милиционеров, так почему бы, помимо рутинной работы, не провести в судах пару громких процессов по защите бизнеса, по борьбе с коррупцией? Для палаты такие процессы – это бесплатный пиар, который можно поставить на постоянную основу. Для опекаемых бизнесменов – защита, когда само слово «палата» будет отпугивать милицию, пожарных и проч. И такую фигуру никто запросто не смахнет с доски, какие бы бури ни гремели в парламенте.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 46 (108), 26 ноября – 2 декабря 2004 г.
Автор статьи: Наталья МАУС
Рубрика: Экономика/Бизнес