Яндекс.Метрика

Деньги и льготы

Деньги и льготы

С 1 января вступил в силу закон №122-ФЗ от 22 августа 2004 года, регламентирующий порядок замены льгот денежными компенсациями. И сразу же начались проблемы. В первую очередь они коснулись вопроса проезда льготников на транспорте. Конфликтных ситуаций за прошедшие праздничные дни возникло столько, что они побудили представителей областного правительства и мэрии Саратова, а также транспортников срочно собрать брифинг и объяснить ситуацию.

Чиновники пояснили, что в настоящее время натуральная льгота на проезд в общественном транспорте сохранена у Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, кавалеров орденов Трудовой и Боевой Славы трех степеней, детей-сирот, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях, и граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу. Остальные льготники поделены на тех, кто имеет право на государственную социальную поддержку за счет средств федерального бюджета, и тех, кто имеет такую поддержку за счет средств областного бюджета.

Конфликты же в транспорте возникали по нескольким причинам. Федеральные льготники деньги получили, но оплачивать свой проезд не спешат, по старинке пытаясь проехать по удостоверению. Впрочем, такие несознательные граждане попадались, по словам транспортников, не так чтобы уж очень часто. Гораздо больше было тех, кто относится к категории областных льготников, которые еще не получили денежной компенсации и на этом основании также отказывались оплачивать свой проезд.

Возникшее недоразумение чиновники попытались свалить на представителей СМИ, которые якобы неверно сообщили о том, что в праздничные дни проезд для всех льготников во всех видах транспорта будет бесплатным. Напомним, что 30 декабря на пресс-конференции в правительстве области министр здравоохранения и социального развития Алексей Левин и министр транспорта и дорожного хозяйства Алексей Геймур рассказывали о том, как будут обеспечиваться льготники денежными компенсациями с нового года. По словам Алексея Левина, пенсионный фонд области начал выдавать компенсации вместе с пенсией, и до нового года ее успели получить примерно 30% льготников. Все деньги должны выдать до 25 января. При этом министр заверил, что «людей, которые не успели получить денежные выплаты до 1 января, никто выгонять из автобусов не будет. Льготники смогут показать удостоверение и продолжить поездку» (цитата с сайта Sarbc.ru). Алексей Геймур рассказал о подготовке транспортников к перевозке льготников: «Проводятся инструкции с водительским составом и кондукторами, билетными кассирами, контролерами».

На брифинге Алексей Геймур заявил, что пресс-конференции предшествовало совещание у зампреда правительства области Андрея Новицкого, на котором присутствовали руководители транспортных предприятий области, где чиновники обратились к перевозчикам с просьбой не требовать платы за проезд в первые 10 дней нового года, с тем чтобы немного снизить социальную напряженность в области. «Все они поддержали наше предложение, и в течение всех праздников (а у нас в министерстве все время были дежурные) ни из одного муниципального образования, кроме Саратова, ни одной жалобы не поступило, только претензии по работе «Саратовгорэлектротранса». Хотя представитель этой организации на совещании был, и говорилось, что работники предприятия будут просить оплатить проезд, но никого выгонять не будут», – припомнил события двухнедельной давности министр транспорта области.

Как выяснилось теперь, то ли министры что-то перепутали, то ли журналисты что-то недослышали, но дело было не так. Председатель комитета по промышленности, транспорту и т.д. мэрии Саратова Сергей Голубь тут же опроверг Алексея Геймура: «Я считаю, что вами неправильно была понята задача совещания. Там не ставился вопрос о том, чтобы всем ездить бесплатно, для этого нет правовой основы. Льготникам только хотели вежливо напоминать об оплате проезда, и мы не собирались говорить в СМИ о том, что льготники смогут ездить бесплатно, а просто оставить эту тему, кто заплатит, тот заплатит». Возможно, уважаемый чиновник считает, что «замолчать» проблему лучше, чем попытаться ее решить или хотя бы объяснить гражданам, что к чему, но оставим это на его совести и дадим договорить до конца. «К чему привело ваше объявление? К тому, что даже федеральные льготники пытались возвращать уже купленные билеты в пункты продажи, чтобы ездить бесплатно. К тому же все равно с 1 по 10 января все категории льготников возились практически бесплатно, что привело к выпадению доходов «Саратовгорэлектротранса» в сумме 5,5 млн руб.».

Не обойтись нам без извечного вопроса: кто же виноват в том, что праздничные январские дни были для многих горожан омрачены стычками и недоразумениями при проезде в общественном транспорте? Даже федеральные деньги успели найти своих адресатов, а областные власти разве не знали, что с 1 января закон вступает в силу, и людям будут нужны деньги на проезд? Знали, но не успели. Тогда они попытались договориться с перевозчиками о бесплатном провозе льготников в эти праздничные дни и почти договорились, но, как теперь выяснилось, не со всеми. Говорят, что ни в области, ни даже в Энгельсе таких проблем, как в Саратове, не было. Значит, частные перевозчики действительно пошли навстречу правительству и их просьбу выполнили, а вот работники государственного предприятия рьяно принялись выполнять норму. Но и их понять можно: в связи с тем, что платить теперь будут все, норму выручки им увеличили, а собрать ее оказалось не так-то просто. Кстати, в ходе разговора выяснилось, что недоразумения возникали и между кондукторами и служащими федеральных учреждений, например, работниками МВД, военнослужащими, курсантами военных училищ и, как ни странно, сотрудниками налоговой полиции, которые не имели права на льготный проезд и до принятия федерального закона.

В общем, как резюмировали собравшиеся, платить все-таки должны все. Компенсационная выплата потому и называется компенсационной, так как льготник сначала стопроцентно оплачивает свой проезд, а потом получает компенсацию за потраченные средства. Правда, органы соцзащиты будут стараться, чтобы деньги за проезд приходили в начале очередного месяца – вместе с пенсией, например.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 1 (113), 14-20 января 2005 г.


Автор статьи:  Елена АСАНОВА
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: