Яндекс.Метрика

Классика изнутри

Классика изнутри

С появлением компьютера, и вообще цифровых технологий, жить стало намного проще. Практически любой информационный голод можно спокойно удовлетворить. Только надо знать, где. И уметь, как.

Понятно, что если человек хочет посмотреть на Венеру Милосскую, он должен поехать в Париж и постараться попасть в Лувр. Но тут возникает другая, такая близкая жителю «глуши» проблема, нашедшая воплощение в простых вопросах: когда и на что? Вот тогда он и осознает всю значимость для него важнейшего из открытий ХХ века.

Самостоятельно пройтись по Лувру, не выезжая из Саратова, конечно, вряд ли получится, но погулять по Русскому музею – запросто. Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея» СГСЭУ может провести бесплатную виртуальную экскурсию по залам и дворцам музея. С помощью специальной программы собираются и модифицируются мультимедийные виртуальные маршруты по заранее созданному сценарию, что позволяет пользователям пройти по виртуальной Площади Искусств в Петербурге, подойти к зданию Русского музея, посмотреть на близлежащие архитектурные шедевры, зайти внутрь и остановиться у любой картины. Таким образом, можно регулировать длительность и содержание рассказа, ориентируясь на специфику аудитории, тему и цель лекции.

Естественно, цифровое изображение картины далеко от оригинала. «Много споров идет – правильная это или неправильная технология обучения, – говорит Галина Сумина, директор Виртуального филиала Русского музея в СГСЭУ. – Но она намного эффективнее, чем изучение шедевров мирового искусства по репродукциям».

В центре проводят и самостоятельно приготовленные экскурсии по истории искусства, разным его направлениям, истории России. Каждый будний день проводится по три сеанса. За неполный год работы учебно-образовательный центр СГСЭУ посетило более 6,5 тысячи человек. В основном это школьники и студенты. Для малышей в запасе имеется ряд обучающих программ. Работа с младшими классами проводится по специально разработанной методике. Детям рассказывают, для чего нужны музеи, учат, как смотреть на картину, как себя в музее вести, что такое пейзаж, натюрморт и так далее. А потом маленьких посетителей ведут в компьютерный класс, где на некоторое время предоставляют компьютеру, наушникам и всяким обучающим играм.

Старшеклассники – более требовательный народ. Их преподаватели чаще «заказывают» экскурсии по определенной теме – в дополнение к учебному материалу, даваемому на уроках. На подготовку хорошей мультимедиа-лекции может потребоваться более двух недель.

Сотрудники центра занимаются не только культурой и искусством, но могут предложить и «путешествие в историю». Сейчас сразу несколько школ изъявили желание посмотреть и послушать о войне 1941-45 гг., и был разработан цикл из 5 лекций о войне. Материал для составления экскурсии – фрагменты кинохроники, музыка того времени – использовали собственный. Центр располагает богатой видеотекой – более 400 видеокассет и компакт-дисков. Здесь материалы по искусству, культуре, истории, данные практически по всем российским и музеям мира.

Применение мультимедийных технологий позволяет выйти за узкие рамки какой-то одной дисциплины. Например, лекция об истории создания картины Брюллова «Последний день Помпеи» включает рассказ и о самом городе, его трагической истории, и о путешествии художника, и о найденных при раскопках города вещах. Восстановлен по эскизам и поэтапно показан процесс создания картины от первоначального замысла к окончательному варианту. Благодаря всему этому слушатель получает сведения сразу из нескольких областей знания – истории, географии, искусства, археологии.

Питерские компьютерщики также разработали программу, моделирующую эффект «погружения в картину». Такого, по словам Галины Суминой, нет нигде в мире. С помощью компьютерной графики достраивается внутреннее пространство картины и создается впечатление, что некий невидимый оператор с камерой зашел в картину – по желанию лектора можно подойти к любому персонажу или месту внутри нее – и вышел из другой картины. Это довольно спорный, с точки зрения искусства, но полюбившийся детям метод ознакомления с прекрасным.

Галина Сумина признает: «Не все художники, конечно, с этим соглашаются. Но там ничего дополнительного не додумывается, даже фигуры специально оставлены плоскими». Так что вопрос о «пригодности» нововведений, как всегда, остается открытым.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 9 (121), 11-17 марта 2005 г.


Автор статьи:  Ася САФИУЛЛИНА
Рубрика:  Hi-Tech

Возврат к списку


Материалы по теме: