Рок! «Динамо»! Фестиваль!
В 80-е годы рок-фестивали проходили в несколько дней – ленинградский рок-клуб, к примеру, некоторые фестивали проводил неделю. Старались не отставать от столицы отечественного рока и провинциальные рокеры – первый саратовский рок-фестиваль длился три дня. Да и лет 10 назад, когда весь саратовский рок был закрючкован на клубе «Восток», трехдневные рок-марафоны не были исключением.
«Первый Поволжский рок-фестиваль», как громко назвали свое детище деятели из энгельсского клуба «Джем», прошел одним днем, заняв на вечер минувшего вторника саратовский стадион «Динамо». Впрочем, учитывая, что рок-культура в Саратове в последние лет пять пребывала в состоянии застоя, даже такое пробуждение выглядит хорошим посылом.
Народ по достоинству оценил затею «джемовцев». Уже часа в четыре у входа на стадион яблоку было негде упасть. Пожилые люди, проходившие мимо, удивлялись и выдвигали самые различные версии происходящего – вплоть до переноса на «Динамо» матчей саратовского «Сокола». Однако когда над Саратовом пролился дождь, а затем грянула музыка, сомнений в том, что это именно рок-фестиваль, никаких не осталось.
Организаторы фестиваля, привлекшие себе в партнеры радио «Европа-плюс» и канал «ТТВ» и уговорившие спонсировать действо «НВК-Банк», не только постарались устроить настоящее шоу с качественным светом и звуком, занятными ведущими и прочими атрибутами молодежного гуляния. Они и программу вечера продумали соответственно его названию: вначале на большой динамовской сцене появились гости нашего города, затем саратовские коллективы, а на закуску – гости фестиваля, группа «Крематорий». Немногие скептики, ожидавшие, что народ подтянется лишь к вечеру, чтобы поглазеть на легенду советского рока, были посрамлены: пожалуй, саратовские команды слушало даже большее количество народа, нежели Григоряна сотоварищи.
Идея Поволжского фестиваля, на мой взгляд, себя оправдала далеко не полностью. Да, весу мероприятию такая идея, безусловно, добавила. Но, честно говоря, приезжие команды были ничуть не лучше аналогичных саратовских коллективов. Учитывая, какой дефицит площадок при изобилии групп сложился в последние годы в Саратове, наверное, было бы логичнее не изобретать велосипед, а сделать фестиваль чисто саратовским. Например, что нового смогла сказать нашим любителям рок-музыки балаковская группа «Утроб», играющая какую-то непонятную смесь дешевого гранжа с вокалом а-ля Егор Летов? Непонятно. Пензенского мальчишку саратовские зрители вообще чуть ли не до слез довели своим издевательским настроением. Единственным исключением, пожалуй, стал завершающий «гостевой» номер – самарская группа с англоязычным названием «Dimension of Doom» – туповатый такой металл с брутальным вокалом, зато очень профессионально и с драйвом исполненный.
Если выбор гостевых групп был призван показать, что саратовский рок – он куда более солиден и разнообразен, то организаторам это удалось на славу. Правда, когда после самарских «молотобойцев» на сцене появился «Субботник», стало немного страшновато за саратовскую рок-диву Юлию Гузеву. Интеллигентнейшая особа, вместе со своей группой представившая относительно новую (в коллектив влилась виолончелистка, что должно было существенно изменить звучание) программу, вынуждена была «держать» зал, раскачанный заезжими металлистами. Поначалу Юлии это и не удалось – начал «Субботник» как-то невнятно, но затем разыгрался, и последний номер программы – «Полный вперед», уже проходил под аккомпанемент ревущей и прыгающей толпы. Жаль только, что набедокурили звукорежиссеры – виолончели-то мы так и не услышали, хотя на сцене она присутствовала.
Затем была группа «Петрович». Ребята в группе – сплошь с музыкальным образованием, а потому их музыка является не пародией на арт-рок начала 70-х, а вполне добротной смесью оного с современными залихватски-веселыми течениями. Со звуком на сей раз было все более-менее нормально, и вся толпа народу, представлявшая на сцене «Петрович», могла донести до зрителей свое умение владеть инструментами.
А дальше начали происходить необъяснимые вещи. Вначале зрители, ждавшие самую, пожалуй, популярную и кассовую саратовскую команду на сегодня, а именно «Пурфобор», были немало разочарованы объявлением о том, что споют Каспер и компания всего две песни. Они их и спели, причем вопреки всяческим обещаниям Каспер пару раз матернулся со сцены. Дальше – больше. Легендарная саратовская группа «Какъ» и вовсе спела одну песню.
Каспер после концерта объяснил корреспонденту «НВ» причину столь короткого своего выступления: «Я не понимаю, что это за дискриминация. Зачем нас вообще сюда приглашали? Вначале выступают всякие самарцы и волгоградцы, играют чуть не по полчаса, с народом общаются со сцены, длинные перерывы между песнями делают. А затем нам говорят, что скоро «Крематорий» должен выходить, и поэтому нам программу придется урезать». Правда, потом лидер «Пурфобора» смягчился и отметил, что «такой фестиваль – безусловно, огромный прорыв вперед, потому что нечасто удается выступить на такой сцене, с качественным звуком».
Довольна была фестивалем и Гузева. Правда, насчет звука она бы поспорила: «Слажала в паре мест, говоришь? Так голоса в мониторах почти не было, вслепую пела. А что касается скомканной программы, то я сразу сказала, что нам повезло. Мы первыми из саратовцев выступали, и потому нас никто не торопил. Так что всем довольны, кроме того, что обещанного пива нам так и не дали».
Перед «Крематорием» на сцену неожиданно вышел лидер молодежной «Единой России». На его приветствие «Догогие сагатовцы!» народ отреагировал свистом и не совсем приличными выкриками. Чем показал, что рок-движение в Саратове не только живет и развивается, но и хранит традицию протеста любому официозу.
Сами представительные гости из Москвы хоть не разочаровали, но и особенного фурора не произвели. Фактически расходиться по домам народ начал с выходом «Крематория» на сцену.
Говорят, уже в конце сентября на «Динамо» пройдет еще один фестиваль – может, не такой масштабный, но не менее интересный. Лед тронулся?
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №29 (141)
Автор статьи: Евгений ГЕРАСИМЕНКО
Рубрика: Афиша