Лига премьер
В наступившем театральном сезоне модно возрождать хорошо забытое старое
Одной из главных примет осени для городского жителя становится не отлет птиц на юг и не увядание природы, а возможность снова заглянуть в волшебный мир театра.
Людям, для которых поход в оперу или на премьеру спектакля по классической пьесе кажется лучшим способом провести свободное время, скучать в новом сезоне не придется. Саратовские театры представляют столь обширную программу, что весь сезон, кажется, можно ежевечерне предаваться интеллектуальной радости и ни разу не повториться. Особо мила режиссерам в этом году возможность возродить спектакли, не виденные зрителями долгие и долгие годы.
СИНЯЯ ПТИЦА ВОЗВРАЩАЕТСЯ
Театр юного зрителя открывает 89-й сезон с уже знакомого саратовцам спектакля по пьесе Виктора Ольшанского «Зимы не будет». Правда, в несколько измененном виде: прежде произведение было представлено в виде читки-показа в рамках творческой лаборатории «Четвертая высота. Современная детская драматургия». Нынче же постановка режиссера из Санкт-Петербурга Екатерины Гороховской заняла свое законное место в постоянном репертуаре театра.
В конце сентября состоялась премьера спектакля по пьесе английского драматурга Ричарда Шеридана «Школа злословия». Ставил ее вильнюсский режиссер Дмитрий Турчанинов, а роли играл чуть ли не весь цвет театра: народный артист РФ Александр Соловьев, заслуженные артисты Александр Федоров, Ольга Кутина, Илья Володарский, актеры Тамара Цихан, Алексей Ротачков, Марина Полозова и другие.
Также в ближайшее время будет представлен второй состав уже заслужившего зрительскую любовь «Дядюшкиного сна».
Отдельным большим проектом станет творческая акция «Возвращение «Синей птицы». Ставит ее московский режиссер, лауреат «Золотой маски» Александр Пономарев, а художник-постановщик – германский художник Гарри Гуммель, также лауреат известной театральной премии. «Возвращение» обещают массовое (в нем 77 действующих лиц), красочное и зрелищное. Более того, создатели собираются выйти за рамки «просто спектакля». Они растянут «Возвращение» на несколько месяцев, в течение которых будут проходить семинары, творческие встречи, открытые репетиции, а итогом как раз и станет большая премьера. Проект подан на соискание губернаторского гранта. Тюзовцы уверены, что спектакль не только понравится Саратову, но и принесет ему удачу. Напомним, что именно с показа «Синей птицы» началась история старейшего детского театра в мире.
Помимо прочего, на сцене ТЮЗа в этом сезоне ожидаются «Поздняя любовь» Островского (режиссер Александр Соловьев), «Много шума из ничего» Шекспира (режиссер Григорий Цинман). Сейчас идут подготовительные работы к постановкам спектаклей по произведению Маркеса «Полковнику никто не пишет», ставить который должен Анатолий Правдин, и чеховскому «Вишневому саду» (над ним будет трудиться Георгий Цхвирава).
БАЛ-МАСКАРАД НА ОСТРОВЕ СОКРОВИЩ
Театр оперы и балета в этом юбилейном для него 205-м сезоне обещает целых пять премьер. 7 октября состоится первый показ оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад». Со времен последней постановки этого спектакля прошло уже почти 50 лет, однако он не устарел. Более того, как рассказал художественный руководитель театра Юрий Кочнев, в саратовской версии предпринята попытка соединения истории и современности.
– Сначала речь шла о действии в Швеции, – рассказывает худрук, – затем в Италии. Позже была идея переместить сюжет в средние века. Итогом же стала Америка XVIII столетия.
Впрочем, как обещают в театре, у зрителя должно возникнуть ощущение, что действие разворачивается в наши дни.
Вслед за «Балом-маскарадом» уже в ноябре саратовцы увидят постановку «Мистерии танго». Сочетая аргентинское танго Астора Пьяццолы с классической бальной хореографией, артисты расскажут историю человеческих взаимоотношений. Любопытная деталь – над спектаклем работали сразу два балетмейстера.
В канун Нового года в театре состоится традиционный праздничный концерт. В этом году он пройдет «В стиле ретро» и будет состоять из произведений Исаака Дунаевского. Весной пройдет еще одна премьера – оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Режиссер Юрий Петров, уже некогда ставивший «Цирюльника», обещает, что это будет совершенно новая версия, принципиально отличная от всех предыдущих постановок.
Разумеется, не обойдется новый сезон без традиционного и всегда с нетерпением ожидаемого саратовцами Собиновского фестиваля, уже XI. Пока никто не может раскрыть тайну его будущей программы (подробности руководство театра обещает рассказать лишь в январе), но и без того ясно, что этот фестиваль окажется ничем не хуже предыдущих 10.
Не забыли в оперном театре и о самых маленьких зрителях. Ближе к концу сезона они увидят мюзикл Сергея Баневича «Остров сокровищ».
ОТ ВОЛОДИ ДО ГАМЛЕТА
У академического театра драмы им. Слонова тоже юбилейный сезон – и тоже 205-й. Начался он с «Безымянной звезды» в постановке звезды уже вполне именитой – калужского режиссера Александра Плетнева. И, кажется, уже нашел своих поклонников в Саратове. В ближайших планах значится спектакль «Немного о лете». Эту «чисто символическую пьесу в четырех действиях» написала молодой драматург Екатерина Ткачева. По признанию художественного руководителя драмтеатра Григория Аредакова, ему очень понравились работы Ткачевой, которая к своим 25 годам уже стала автором довольно многих произведений. Ставить спектакль будет хорошо известная саратовским зрителям Марина Глуховская.
С ее же подачи драмтеатр зимой, возможно, возьмется за работу над Шекспиром. По словам Аредакова, предложенный Глуховской проект уже содержит и готовое решение, и определенное распределение ролей.
– И, наверное, в январе мы займемся работой над «Гамлетом», – объявил худрук. – Мне кажется, нам удалось подобрать тот коллектив актеров, и они находятся в той творческой форме, когда можно попробовать.
В планах у театра и бенефис народной артистки России Валентины Федотовой в честь ее юбилея. День рождения актрисы пришелся на лето, поэтому праздновать его масштабно и звать зрителей в гости будут осенью или зимой.
Разумеется, не обойдется без студенческого творчества. Курс Александра Галко покажет комедию Лопе де Веги «Убегающий от любви», а воспитанники Игоря Баголея представят мольеровские «Плутни Скапена».
Новый год академдрама встретит детской сказкой, над которой работает хореограф театра Алексей Зыков. В прошлом году ему замечательно удалась история про 12 месяцев, а что получится в этом – еще никто сказать не может. Сценарий Зыков пишет сам, дорабатывает в процессе, и все, что пока известно, – это кто станет главным героем сказки: мальчик Володя, который в дальнейшем получит имя Владимира Красно Солнышко.
Кроме этого, ведутся переговоры о совместной работе с режиссерами Виктором Рыжаковым и Евгением Писаревым. В планах – приглашение к сотрудничеству Сергея Пускепалиса.
КУКЛЫ НА КОЛЕСАХ
Театр кукол «Теремок» не отстает. В 71-м сезоне артисты из папье-маше и пластика, а также их «более живые» коллеги должны сыграть шесть премьер. Первой станет игровой импровизационный спектакль «Машенька и медведь» в постановке Татьяны Кондратьевой. Второй премьерой будет довольно нетипичный для города спектакль – кукольная опера Григория Портнова «Королевский бутерброд». Весной «Теремок» продолжит традицию работать не только для детей, но и для взрослых и покажет «Дон Жуана». Также в репертуаре театра появятся две дипломных работы – «Дон Кихот» и «Соломенная шляпка». А на закрытие сезона руководство «Теремка» приберегло сюрприз – еще один детский спектакль, название которого пока не разглашается.
Что до будущих планов, то они не столь, возможно, грандиозны, как у других саратовских трупп, но не менее интересны. «Теремок» придумал проект мобильного музея о себе. Это должен быть автобус с небольшой площадкой-сценой на двух актеров, который сможет гастролировать по всем, даже самым отдаленным районам области. Сейчас подана заявка на губернаторский грант, с помощью которого театр надеется реализовать проект.
МУЗЫКА НА ЛЮБОЙ ВКУС
Настрадавшаяся за прошлый год филармония не унывает и продолжает работу. Ее программа обширная, интересная и тоже юбилейная. И хотя в государственных масштабах таковой как бы не признается – 70-летие праздновать почему-то не принято – это не означает, что торжества не будет.
Открытие сезона уже состоялось. 28 сентября саратовские зрители увидели литературно-музыкальную композицию «Пер Гюнт». Драму Генрика Ибсена с музыкой Эдварда Грига представили симфонический оркестр филармонии и артисты Волгоградского Молодежного театра. Анатолий Катц, художественный руководитель филармонии, объясняет выбор произведения двумя моментами. Во-первых, целиком «Пер Гюнт» не ставился на саратовских сценах уже более 50 лет, во-вторых, в этом году исполняется 100 лет с момента смерти великого композитора.
– Спектакль станет венком памяти, – говорит Анатолий Иосифович.
Самым главным событием сезона худрук считает фестиваль музыки Родиона Щедрина, который должен пройти в декабре. Жемчужиной этого мероприятия станет третье в России – и первое в Саратове – исполнение хоровой оперы «Боярыня Морозова». Сам Родион Константинович уже дал согласие принять участие в фестивале, носящем его имя.
IX фестиваль имени Генриха Нейгауза пройдет в марте. Среди приглашенных – Государственная хоровая капелла им. Юрлова, государственный камерный оркестр «Musica Viva», молодые, но уже известные пианисты Макото Уэно и Александр Лубянцев.
Разумеется, не обойдется сезон без старых и любимых коллективов и исполнителей. Саратовцы услышат и «Волгу-Бэнд», и самого Анатолия Катца, и Губернский театр хоровой музыки, и Даниила Крамера, и вокальную группу «Бридж», и многих-многих других. Программа сезона обширна и будет интересна всем.
– Мы работаем для самой разнообразной публики с самыми разнообразными вкусами, – не без гордости заявляет Анатолий Катц.
Не обошелся сезон без новинок: в филармонии создан новый коллектив – ансамбль народных инструментов. У него пока нет названия, но это не мешает ему работать.
Главная беда филармонии – отсутствие собственного зала – к счастью для нас, зрителей, хоть как-то, но решается. Артистов пускают к себе другие культурные заведения города. Но идет и подготовка к восстановлению сгоревшей сцены.
– Нам бы очень хотелось, – говорит Катц, – встретить 75-летие в реконструированном зале.
Пока же зрителям остается повнимательнее присматриваться к афишам, чтобы не перепутать место выступление любимого артиста.
КОММЕНТАРИИ
Ирина ЛЕВИНА, солистка Саратовской областной филармонии им. А. Шнитке:
– В ТЮЗ хочу сходить, еще раз посмотреть «Шум за сценой». И на «Простую историю» цинмановскую с удовольствием бы сходила. Очень хочется поглядеть на Диму Соловьева в «Бале-маскараде». А в драмтеатре – на Мамонова. В ноябре же, если ничего не случится, обязательно постараюсь пойти на концерт Игоря Бутмана.
Артем КУЗИН, актер Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева:
– Я только в драмтеатр хожу. И посоветовал бы всем сходить на «Безымянную звезду». Обязательно нужно смотреть «Дом Бернарды Альбы», «Квартет». Очень хорош спектакль прошлого сезона «Сиротливый запад». Вообще, у меня к драмтеатру в основном профессиональный интерес – как к самым близким «конкурентам». А, скажем, постановки оперного могут вызвать у меня только эстетический интерес. Но эстетики в моей жизни сейчас так много, что вы и представить себе не можете.
Елена КОКУШКИНА, создатель и бывший художественный руководитель Театра русской комедии:
– Честно говоря, я давно разочаровалась в понятии «театральный Саратов» и хожу только на московские спектакли. Кроме того, я большая поклонница Питерской школы.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №39 (248)
Автор статьи: Анна ДАНИЛОВА
Рубрика: Афиша