Чудик из «Балаганчика»
Несвойственная нашему камерному музыкально-поэтическому театру премьера прошла здесь недавно. «Балаганчикъ» поставил спектакль по произведениям Василия Шукшина.
А почему, собственно, «несвойственная», ведь театр-то литературный, здесь есть человек с безукоризненным литературным вкусом – ведущая актриса и режиссер Елена Смирнова. Марина Цветаева и Саша Черный, Иосиф Бродский и Даниил Хармс... К списку имен добавился Антон Чехов, а теперь еще и Шукшин в великолепной постановке Смирновой.
Первый прозаический спектакль «Балаганчика» по рассказам раннего Чехова получился невероятно смешным («Чехонте» же!) и немного грустным (Чехов все же). Отсюда уже рукой подать до шукшинских «чудиков», нелепых, смешных и упрямых спорщиков и правдоискателей, наивных и очень ранимых. Спектакль «Два рассказа» поставлен по двум произведениям «Раскас» и «Кляуза», построенных в виде письменного объяснения случившегося. Автор первого – грузноватый, с тяжелым, усталым взглядом шофер-«дальнобойщик» уверен, что пишет художественное произведение – как от него ушла жена. А получается, в общем-то, жалоба в соответствующие инстанции. Автор второго рассказа, импульсивный, довольно нервный товарищ, вынужден писать объяснительную записку в ответ на кляузу мегеры-вахтерши. «Кляузы» интеллигентный человек и писатель (подобная история произошла с самим Шукшиным) писать не умеет. У него-то как раз получился рассказ.
Обе главные роли – простака-шофера Ивана Петина и писателя играет один и тот же актер Юрий Лапшин. Плотный, видный, с головой красивой лепки, он полностью совпадает по фактуре с крепким «водилой» и абсолютно не совпадает со щуплым, невысоким писателем. Но в один момент что-то у нас в головах перещелкивается, и Лапшин становится вдруг похожим на реального Макарыча. Вот и не верь после этого в «волшебную силу искусства!».
В спектакле много иронии, юмора, откровенного гротеска. Авторский текст, нарочито повторяемый героями «со знаком минус»: хорошенькой дурочкой Людмилой (Ольга Калинина), ловким офицериком (Михаил Музалевский), больничным «монстром» (Ирина Короткова), пародируемый в потешных перебежках и «танцах страсти» (точная хореография Алексея Красотина), мастерски раскидан режиссером всем персонажам. Смешно, очень смешно, смешно до слез…
Именно, что до слез. Обычное бытовое хамство, примеров которого каждый из нас может привести прорву: обидели в автобусе, оскорбили в казенном месте, ни за что ни про что наорали в магазине... Ну и что? Мы всегда так живем… Знала, что «Кляуза» последний рассказ автора сельских «чудиков», не прижившихся в прагматичном городском мире. Знала умом. Преамбула на программке «Балаганчика» («через несколько месяцев после описанных в рассказе событий автор умер») и пронзительная игра актеров заставляют понять это сердцем. Макарычу было всего 45 лет!
Но не бывает у Шукшина резко отрицательных героев. Не судит он, только удивленно разводит руками: «Что же с нами со всеми происходит?!» Щемящая нота в очень забавном спектакле возникает как бы исподволь и повисает над зальчиком театра большим вопросительным знаком. Что же?!
Верный тон тут задают музыка Игоря Гладырева, лаконичные декорации, предметы реквизита. Милая самой себе Людмила бесконечно любуется в зеркало своим отражением и засунутыми в раму портретами Мерлин. Богатырского вида Иван, нервничая, колет дрова. Комичны и убедительны персонажи Михаила Юдина и Владимира Смирнова – они поочередно заняты в спектакле.
Юрий Лапшин, профессиональный актер, последний раз выходил на сцену 17 лет назад. Зрелый, сложившийся человек с трудной судьбой (прошел Афган), он пришел в «Балаганчикъ» со своей идеей. Так родился Шукшин – один из лучших спектаклей этого достойного во всех отношениях театра.
А почему, собственно, «несвойственная», ведь театр-то литературный, здесь есть человек с безукоризненным литературным вкусом – ведущая актриса и режиссер Елена Смирнова. Марина Цветаева и Саша Черный, Иосиф Бродский и Даниил Хармс... К списку имен добавился Антон Чехов, а теперь еще и Шукшин в великолепной постановке Смирновой.
Первый прозаический спектакль «Балаганчика» по рассказам раннего Чехова получился невероятно смешным («Чехонте» же!) и немного грустным (Чехов все же). Отсюда уже рукой подать до шукшинских «чудиков», нелепых, смешных и упрямых спорщиков и правдоискателей, наивных и очень ранимых. Спектакль «Два рассказа» поставлен по двум произведениям «Раскас» и «Кляуза», построенных в виде письменного объяснения случившегося. Автор первого – грузноватый, с тяжелым, усталым взглядом шофер-«дальнобойщик» уверен, что пишет художественное произведение – как от него ушла жена. А получается, в общем-то, жалоба в соответствующие инстанции. Автор второго рассказа, импульсивный, довольно нервный товарищ, вынужден писать объяснительную записку в ответ на кляузу мегеры-вахтерши. «Кляузы» интеллигентный человек и писатель (подобная история произошла с самим Шукшиным) писать не умеет. У него-то как раз получился рассказ.
Обе главные роли – простака-шофера Ивана Петина и писателя играет один и тот же актер Юрий Лапшин. Плотный, видный, с головой красивой лепки, он полностью совпадает по фактуре с крепким «водилой» и абсолютно не совпадает со щуплым, невысоким писателем. Но в один момент что-то у нас в головах перещелкивается, и Лапшин становится вдруг похожим на реального Макарыча. Вот и не верь после этого в «волшебную силу искусства!».
В спектакле много иронии, юмора, откровенного гротеска. Авторский текст, нарочито повторяемый героями «со знаком минус»: хорошенькой дурочкой Людмилой (Ольга Калинина), ловким офицериком (Михаил Музалевский), больничным «монстром» (Ирина Короткова), пародируемый в потешных перебежках и «танцах страсти» (точная хореография Алексея Красотина), мастерски раскидан режиссером всем персонажам. Смешно, очень смешно, смешно до слез…
Именно, что до слез. Обычное бытовое хамство, примеров которого каждый из нас может привести прорву: обидели в автобусе, оскорбили в казенном месте, ни за что ни про что наорали в магазине... Ну и что? Мы всегда так живем… Знала, что «Кляуза» последний рассказ автора сельских «чудиков», не прижившихся в прагматичном городском мире. Знала умом. Преамбула на программке «Балаганчика» («через несколько месяцев после описанных в рассказе событий автор умер») и пронзительная игра актеров заставляют понять это сердцем. Макарычу было всего 45 лет!
Но не бывает у Шукшина резко отрицательных героев. Не судит он, только удивленно разводит руками: «Что же с нами со всеми происходит?!» Щемящая нота в очень забавном спектакле возникает как бы исподволь и повисает над зальчиком театра большим вопросительным знаком. Что же?!
Верный тон тут задают музыка Игоря Гладырева, лаконичные декорации, предметы реквизита. Милая самой себе Людмила бесконечно любуется в зеркало своим отражением и засунутыми в раму портретами Мерлин. Богатырского вида Иван, нервничая, колет дрова. Комичны и убедительны персонажи Михаила Юдина и Владимира Смирнова – они поочередно заняты в спектакле.
Юрий Лапшин, профессиональный актер, последний раз выходил на сцену 17 лет назад. Зрелый, сложившийся человек с трудной судьбой (прошел Афган), он пришел в «Балаганчикъ» со своей идеей. Так родился Шукшин – один из лучших спектаклей этого достойного во всех отношениях театра.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №9 (362)
Автор статьи: Ирина КРАЙНОВА, фото автора
Рубрика: Афиша