Яндекс.Метрика

Сочи: курорт или мегаполис?

Сочи: курорт или мегаполис?
Естественно, что по мере и приближения сроков олимпиады 2014 на форуме все ярче высвечиваются проблемы и проекты будущей олимпиады. Одним из самых дорогостоящих и сенсационных проектов предыдущих форумов было создание архипелага из искусственных островов, пять из которых должны были появиться у берегов Сочи – «Федерация» 250 га, «Хомар» 23 га, «Новые берега» 72 га и другие. По мнению проектировщиков, острова должны быть застроены элитным жильем, развлекательными комплексами, офисными зданиями и прочим «ширпотребом». Все это должно помочь развитию привлекательности курорта для иностранцев.

Из истории города-курорта
В начале ХХ в. сообщение с Сочи в основном было по морю, а пристани никакой. Пароходы с курортниками бросали якорь в сотни метров от берега. И тут же к нему мчались десятки фелюг с гребцами-турками. Если позволяла волна, то пассажиры с багажом все же попадали на берег. Но жуткая давка, путаница с чемоданами, падение за борт нерасторопных дамочек сопровождало каждую высадку «десанта».
Пароходы ходили нерегулярно, и у гребцов, напоминающих нынешних таксистов, была только одна задача – побыстрей посадить к себе как можно больше пассажиров, получить от них «на чай» и плыть за следующими. Поэтому нерешительных особ, в первую очередь, конечно, дамочек, под общий гвалт и визг, крепкие гребцы просто хватали за подмышки и перемещали на свои фелюги и тем же способом, поймав волну на берег.
Но это было только начало курортного приключения. Книгоиздатель М. Сабашников писал: «Нас доставили на берег в шлюпках, где нас окружили лодочники-турки, предлагая отнести багаж в их духан, находившийся поблизости. Но из духана этого неслись пьяные песни и матросская ругань, нам не захотелось искать в нем прибежища. Спрошенный нами полицейский урядник объяснил, что это единственная гостиница в городе, но что нам лучше остановиться у обывателей».

О геологии и экологии
Но, похоже, кризис поубавил пыл инвесторов и идея зависла, кстати, на радость экологии. Ведь именно экологи стали первыми бить тревогу и выступать против проекта островов. Прежде всего, было бы нарушено естественное течение, уничтожена пляжная полоса, а берега превратились бы в гниющие болота. Посмотрим на очередном форуме, жива ли эта фантастическая идея, но ведь другие, не менее амбициозные, проекты продвигаются зачастую без учета геологической и сейсмологической обстановки региона. Строители грузового порта в Имеретинской бухте уже столкнулись с проблемой. Не учли, что в междуречье рек Мзымты и Псоу лежат глубоководные каньоны, по которым в бездну уходят любые засыпаемые материалы, будь то бетонные блоки или щебень. В том же районе где планируются основные олимпийские объекты, наблюдается стабильное снижение берега в некоторых местах до 6 мм в год. Нельзя забывать и то, что Кавказ молодое горообразование, растущее на 3–5 м в год, т.е. мы живем в регионе живой дышащей земли. По данным сейсмослужбы в период с 1884 по 1965 гг. здесь было зафиксировано 67 землетрясений, из которых восемь достигали 7 баллов. Совсем недавно землетрясения в Грузии и Осетии достигали до 6,5 баллов – это грозное предупреждение. Ведь до этих мест от Сочи около 350 км. Официально территория г. Сочи находится в зоне 9 бальной сейсмичности. Не секрет, что нынешние застройщики зачастую не учитывают этот факт. Строительный бум налицо. Как грибы растут высотки. Тысячи метров дорогущего жилья предлагается на продажу. В результате захвата земель под строительство, как заявил недавно председатель городского Собрания г. Сочи Валерий Подповетный, в реальности курорт стал терять свое значение как рекреационный ресурс и стал превращаться в обычный мегаполис. Конечным следствием данного процесса могла бы стать окончательная утрата городом своего курортного статуса.

О дорогах
До недавнего времени у сочинцев была надежда, что победа страны в тендере на Олимпиаду-2014 принесет городу большие перемены к лучшему, что будут, прежде всего, построены дороги, новое жилье, в том числе и социальное, расширена до двух полос железная дорога, налажен, в конце концов, водный транспорт для сообщения по побережью. Но ничего этого не наблюдается. Единственная дорога от Джубги до Адлера, построенная еще в начале прошлого века и немного улучшенная в «застойные годы», перегружена до предела. Одна гигантская пробка на серпантинах от Туапсе до Сочи поражает воображение своим пестрым составом авто – от малолитражек до гигантских американских «автопоездов», везущих, как правило, оборудование и материалы для будущих олимпийских объектов. На дороги шириной всего в 6 метров даже и без сплошной линии протиснуться или обогнать невозможно. Вот и стоят «скованные одной целью» и желающие попасть на курорт огромные экскурсионные автобусы, и КамАЗы со щебенкой, и крутые джипы, и малолитражки типа «Ока».
Положение могли бы спасти виадуки наподобие тех, что были построены в советские времена от Сочи до Адлера. Они срезали бы глубокие ущелья и серпантин, но почему-то выбрали более дорогостоящий проект объездной дороги с тоннелями, который только сейчас дошел всего от Мацесты до Дагомыса, а оставшиеся 200 км до Джубги все также узкий серпантин. Как же можно строить олимпийские объекты с такой дорогой?

О море, кораблях и портах
Не лучшим образом ведутся дела и на море. На море мало что возят, ведь грузового порта до сих пор нет. Нет и элементарного водного пассажирского сообщения между прибрежными поселениями Хоста, Лоо, Лазаревское. А ведь когда-то каждые полчаса от морского порта отходил кораблик и любой желающий мог попасть морем в любую точку города-курорта, растянувшегося на 160 км. Еще пять лет назад сочинский морской порт принимал все
го два судна в год. Ныне количество судов достигло 35. Как-то пришел даже лайнер из Одессы. Такие уж времена настали, что мы рады каждому кораблю и даже яхте. А ведь еще не так давно, лет 20 назад, красивые теплоходы «Россия», «Адмирал Нахимов», «Грузия» и др. регулярно курсировали из Одессы в Батуми и обратно и даже мы, простые студенты, купив «палубный» билет, могли уплыть на несколько дней в соседнюю республику.
Сегодня же сочинский порт не может принимать суда длинной свыше 250 метров. Олимпиаде обещают, что акватория будет обновлена и заходить сюда смогут суда длиной до 300 метров. Интересно, что в период Олимпиады планируется в морпорту пришвартовать 5 теплоходов в качестве гостиниц. Для сравнения: в Афинах на летней олимпиаде в 2004 году гостиницами работали 11 теплоходов. По предварительным подсчетам на реконструкцию потребуется около 10 млрд руб. После реконструкции порт сможет принимать до 200 судов в год.
Сейчас руководство ищет инвестора для реконструкции пассажирского порта. Благо сам морвокзал уже построен, правда, еще при Сталине, и уже отремонтирован за счет государства. И тут же нашелся инвестор на освоение всех площадей этого уникального здания. В нем планируется открытие крупного торгового центра. А то ведь мало у нас универмагов и бутиков. В залы с уникальной лепниной и витражами пока никого не пускают.

О набережной
Не наблюдается больших изменений и на набережной города, а ведь это «визитная карточка» курорта. Вдоль набережной от морпорта до Зимнего
театра море отгорожено от вас высокими заборами аквапарков, дискотек, ресторанов и просто ларьков. Прогулочная зона стала похожа на филиал опального ныне «Черкизовского рынка». А нагромождение всевозможных заведений прямо на галечном пляже продолжаются.
За гостиницей «Жемчужина», некогда самой крутой и престижной, море все же предстает взору, и, правда, подойти к нему могут только «члены профсоюза» т.е. жители гостиницы, т.к. это их и только их пляж. Да и чего туда рваться, ведь далее через каждые 50 метров взор «ласкают» уходящие в море буны и волноломы.
Многие задаются вопросом: а зачем же появились здесь эти железобетонные монстры, уходящие от берега перпендикулярно в море? А это результат необдуманной деятельности человека. В 50-е годы прошлого века был построен сочинский морской порт, который своим глубоководным молом отсек русло
реки Сочи и прекратил доступ камней и мелкой гальки на пляжи в сторону Хосты. Ничего лучше для намыва пляжей не придумали, как возвести вдоль всей набережной волнорезы. Пляжей они не намыли, а вот красоты ландшафту не прибавили.
Еще в 2002 году властями города был одобрен шикарный проект реконструкции набережной с несколькими ярусами различного назначения от торгового до прогулочного, возведение водного амфитеатра для проведения массовых водно-спортивных и концертно-театрализованных шоу, аквацентра, искусственного мыса пляжа санатория «Черноморье», цепи искусственных мелких островов и пр. Но, как это часто бывает у нас в России, с приходом нового мэра в 2004 году уже утвержденный проект был аннулирован и забыт. И сегодня мы имеем то, что имеем: неконтролируемый рост мелких частных ресторанов, кафе, ларьков, претендующих на звание бутиков, что постепенно ведет к исчезновению набережной в качестве «пешеходной» и переходящей в «проход» между ларьками и забегаловками. Дыхание олимпийского ветерка здесь не ощущается. Пока все по-прежнему.

О «зоне» для сочинцев
Зато у наших южных соседей в Абхазии появилась легенда о том, что якобы во время Олимпиады границу откроют и весь поток отдыхающих транзитом хлынет в Гагры и Пицунду. И такие предположения небезосновательны.
Ведь авторы олимпийского проекта предлагают установить особый режим безопасности в период проведения Олимпийских игр. А это включает в себя такие мероприятия, как:
• установление контролируемых и (или) запретных зон в пределах соответствующих «территорий»;
• ограничение на движение транспортных средств на соответствующей территории;
• ограничение на полеты летательных аппаратов на соответствующей территории
• ограничение на въезд и (
или) временное пребывание граждан на соответствующей территории.
Всем понятно, что «соответствующая территория» – это Сочи. А граждане, которые будут жить в запретных зонах, – это сочинцы и их гости (без аккредитации).
Закон так же определяет «категории граждан, в отношении которых меры и ограничения, предусмотренные таким режимом безопасности, не применяются». Таким образом, нас уже «сосчитали» и поделили на тех, кто будет жить в зоне безопасности, и тех, кто останется на свободе. Что-то это мне смутно напоминает?! А ещё: «Граждане, прибывающие на эту территорию, должны быть ознакомлены с условиями особого режима безопасности и ответственности за его нарушения. Карательные меры к нарушителям особого режима устанавливаются законом РФ». Ну, теперь окончательно ясно, что нас ждет дежавю-архипелаг… из искусственно насыпанных островов.
Простые сочинцы и их гости задаются вопросами: «с таким режимом в зоне нас никуда не пустят? А как же наше конституционное право на свободу передвижения по родной стране? А нельзя ли предусмотреть права сочинцев на посещение всех олимпийских мероприятий?»
Обидно быть изгоем на всеобщем празднике спорта. И тогда развешенный по всему городу лозунг «Все для блага народа!» обретет свою истинную суть.

О гостиницах
Любители зимнего спорта уже забеспокоились о броне в гостиницах и билетах на соревнования. И вполне обоснованно.
Старейшая в Сочи гостиница «Приморская» еще до решения МОК предложила бронировать номера на 2014 год. Тогда это все восприняли как рекламный ход и хорошую шутку. Однако сегодня уже не до шуток. «Наверное, хорошо, что тогда никто не решился забронировать номер, – говорят в администрации гос
тиницы. – Ведь после решения МОК нас буквально накрыла волна телефонных звонков. Но было уже поздно».
А дело в том, что после подписания договора с МОК гостиницы не имеют права продавать самостоятельно места – только по согласованию с Олимпийским комитетом. Бронирование олимпийских гостиничных номеров, как показала мировая практика, начинается за 12 месяцев до начала игр. Но даже если вам удастся забронировать номер сейчас, то где гарантия, что вы попадете на саму Олимпиаду? Для этого нужно приобретать весь пакет олимпийских услуг, а это уже юрисдикция МОК. Да и при нынешнем подходе неизвестно, будет ли стоять на этом месте гостиница, где вы забронировали себе номер на 2014 год.

О границе
Еще одна пока нерешенная проблема – юридическая. Россия не может вступить в ВТО, в том числе и потому, что отказывается легализовать КПП на границе с непризнанной республикой Абхазия. Юридически пропускные пункты являются незаконными, так как Абхазия не является признанным субъектом международного права и все переговоры о пограничном режиме можно вести только с Грузией. Не решает проблему и то, что Россия признала Абхазию.
Зимние игры могут кардинально повлиять на ситуацию в регионе. Если учесть, что расстояние от олимпийских объектов по морю до «горячей» границы окол
о 8 км, а в горах – до 2 км, то ясно, что любая перестрелка, взрыв, не говоря уже о вводе грузинских войск в Абхазию – это сильнейший удар по Олимпиаде. Кто захочет ехать в «горячую точку»? Грузия это понимает и может начать выкручивать руки. В то же время президент Абхазии Сергей Багапш заявляет о полной поддержке игр и гарантирует мир на границе. Но, к сожалению, от него это приграничное спокойствие и благополучие зависит в самой меньшей степени.
В свое время я много ходил в горах этого региона, в том числе и с Красной Поляны на Рицу, через хребет Аибга к Турьим горам. Поэтому мне известно, что при нынешней охране границы хорошо подготовленной группе террористов ничего не стоит пройти с территории Грузии, Абхазии и выйти прямо к Черной пирамиде, где сегодня беззаботно катаются отдыхающие горнолыжной станции «Альпик-Сервис».
Сама Красная Поляна, где собственно и будет центр олимпиады, пока имеет весьма неприглядный вид. Те же частные долгострои и узкая трасса, бешеные цены на жилье и подъемник (1800 рублей на человека). Правда, в некоторых местах появились бодрые олимпийские плакаты с изображением будущих олимпийских объектов. Как мне объяснили, все в буквальном смысле слова застыли в ожидании финансирования, и когда его дадут, то придется строить максимально быстро практически с нуля. Хочется верить. Ведь строили же Беломорканал, ДнепроГЭС, участки БАМа в рекордно короткие сроки. Главное, чтобы олимпийская стройка не далась нам той же ценой: моральными потрясениями и человеческими потерями, затягиванием потуже поя
сов и авральным участием армии и студентов.

О планах
Откуда столько пессимизма, спросит читатель. Давайте посмотрим список того, что надо возвести к началу Олимпиады:
• олимпийскую деревню и спортивные сооружения в Имеретинской долине;
• морской порт для грузовых и пассажирских судов на реке Псоу;
• насыпать, как минимум, четыре острова из планируемых 16-ти, и на этих островах построить гостиницы и офисные сооружения в расчете на 150 тысяч человек;
• провести подвесное метро на Красную Поляну и расширить трассу до четырех рядов;
• построить дорогу от Туапсе до Адлера через горы и реки в объезд Сочи;
• расширить хотя бы до двух полос железную дорогу вдоль побережья (что, конечно же, еще больше оттолкнет отдыхающих от пляжа Сочи);
• построить подъёмники, трамплины, стадионы и прочие олимпийские объекты на Красной Поляне;
• расширить и удлинить взлетную полосу Адлерского аэропорта для приёма авиалайнеров любого класса.
И это лишь небольшая часть всего, что, как минимум, надо иметь по требованиям МОК. А еще строительство жилья для обслуживающего персонала, для отселенных из Имеретинской долины, расширение дорог в самом городе Сочи, где пробки круглый год как в Москве, проблемы с очистными сооружениями и обеспечением водой, решение вопросов с огромными свалками (в городе нет ни одного мусоросжигательного завода). А теперь напоминаю, что все эти проблемы надо разрешить к 2013 году. К этому же времени надо возвести все объекты. До олимпийского февраля осталось всего 4,5 года.

Самая интересная книга года - "украина, отдыхай активно"! Если вы любите путешествовать, если читаете книги для туристов, если ищете, что почитать туристу, то эта книга для вас!


Автор статьи:  Андрей РАГУЛЯ, газета «Сейчас. Регион 64» №2(59) от 16.09.2009
Рубрика:  Отдых/Путешествия

Возврат к списку


Материалы по теме: