Отдам в государственно-частные руки
21 апреля Саратовская область вошла в число 28 российских регионов, где есть законодательная база для создания и развития государственно-частного партнерства (ГЧП). В этот день соответствующий законопроект был принят областной Думой.
Согласно областному закону ГЧП – это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия между Саратовской областью, с одной стороны, и частными партнерами – с другой. Цель партнерства – реализация на территории региона значимых инвестиционных проектов и долгосрочных целевых программ.
Стоит отметить, что саратовцы не являются новаторам, внедряя эту форму сотрудничества власти и бизнеса. Самая распространенная форма ГЧП – концессия – была известна в России еще в 20-х годах прошлого века. Проектирование и строительство практически всех советских заводов, создание новых отраслей промышленности были во многом обеспечены за счет заключенных концессионных соглашений с иностранными фирмами. Свыше 80% этих концессий были сосредоточены в сфере добычи золота, серебра, свинца, марганца, нефти, в производстве цветных металлов, эксплуатации лесных, рыбных ресурсов, в машиностроении, электроэнергетике и т. п.
Однако, если федеральный закон о концессионных соглашениях и был принят в 2005 году, то федерального закона о ГЧП, как и собственно определения этого термина нет до сих пор. В отсутствие федерального нормативного акта инициативу проявляют региональные заксобрания. Сегодня в 28 субъектах РФ действуют законы о ГЧП. Во многих уже действуют инвестиционные проекты с участием этой схемы.
По данным портала ГЧП-Россия, в стране действует порядка 50 проектов в самых разнообразных областях – начиная от промышленного производства и заканчивая жилищно-коммунальным хозяйством. Лидером можно назвать Санкт-Петербург, где за последние десять лет заключено пять соглашений о ГЧП, в основном касающихся транспортной инфраструктуры. Например, только один посредник в японии обеспечил предприятия заказами на несколько десятков миллионов долларов!
В Саратовской области, по мнению одного из авторов законопроекта облдепа Владимира Пожарова, появление ГЧП больше всего актуально в проектах, связанных с инфраструктурой.
– Инфраструктура в регионе очень изношена и требует огромных вливаний, - считает депутат. – У власти возможности, особенно в период кризиса, весьма ограничены. Значит, нужно привлекать частную инициативу. Тем более что услуги, оказываемые частным бизнесом, как правило, более эффективны. При этом и государство понимает, что какие-то вещи может делать только государство, а какие-то лучше отдать в частные руки.
Интересно, что в Саратове ГЧП в той или иной форме уже существовало. Например, ТЮЗ, достраиваемый «всем миром». Или два светофора, появившиеся в городе при софинансировании частных фирм.
Формы ГЧП в Саратовской области ограничены перечисленными в законе и не отличаются от используемых в других регионах. Это долевое участие в уставных капиталах юрлиц, лизинговые, концессионные соглашения, создание и привлечение средств инвестиционных, венчурных фондов.
В рамках соглашения определяются и доли частного партнера в праве собственности на объект ГЧП.
– Вариантов множество. Может быть частичная или полная передача собственности. Можно обойтись и без нее. А возможен и вариант, когда построенный на ровном месте проект будет затем передан в собственность государства. Это станет решаться в каждом конкретном случае и прописываться в соглашении о ГЧП, – отмечает Владимир Пожаров.
Кстати, государство, а в нашем случае правительство Саратовской области, будет определять и конкретный объект ГЧП. В законе в числе таковых значатся автодороги, мосты, тоннели, стоянки, объекты общего пользования железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного видов транспорта, аэродромы, речпорты, а также объекты производственной и инженерной инфраструктуры и многое другое.
Пока, по мнению облдепа, у нас под условия ГЧП идеально подходят аэропорт и терминал «Озинки-Таскала». Кстати, инвестором последнего выступает Внешэкономбанк, заинтересованный, помимо этого проекта, и в партнерстве в жилищно-коммунальной сфере. Например, в Оренбургской области банк уже реализован ряд проектов по санации водоканала и тепловых сетей. Интерес к этой сфере, по идее, должен быть и у городской власти. Но это – следующий этап, в нынешней редакции саратовского закона говорится только об областной инфраструктуре. Участие муниципальных объектов в ГЧП пока не предусмотрено.
По оценке Владимира Пожарова, перспективы рынка ГЧП огромны. В этом и смысл партнерства – в нем участвуют капиталоемкие проекты. В обмен на инвестиции частные партнеры получат тоже немало:
–- Инвестор получит право управлять объектом и, конечно же, заработать, получить прибыль. Причем это будет стабильный предсказуемый доход, потому что, например, воду люди будут пить всегда. И нет ничего страшного в том, что частник получит прибыль, а мы – качественную услугу по нормальным ценам, – убежден законотворец.
Помимо прибыли, частный партнер может получить и некоторые преференции, отмеченные в законе, – налоговые льготы, льготы по аренде и другие, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
Что касается цен на услуги объекта, находящегося в ГЧП, и управление объектом в целом, то здесь контроль останется за государством. «Два основных принципа закона – публичность и конкурсность. Никаких кулуарных решений, – говорит Владимир Пожаров. – Этот закон – своего рода реклама для инвесторов. Зная, что в Саратовской области такой есть, они с большей готовностью будут участвовать в региональных проектах».
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №14 (367)
Рубрика: Экономика/Бизнес