Яндекс.Метрика

Кредит: выбирай, но проверяй

29 апреля в областном правительстве под председательством вице-губернатора – первого заместителя председателя правительства области Александра Бабичева, состоялось заседание межведомственного Совета.

Данная структура при правительстве области создана для эффективной реализации политики в сфере защиты прав потребителей создания условий для соблюдения прав и интересов жителей области. Помимо этого, Совет ведет координацию деятельности министерств и ведомств, общественных организаций по исполнению областной программы «Комплексная система обеспечения защиты прав потребителей в Саратовской области на 2009-2011 годы».

Инициатором разработки и создания данной программы выступило Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области. Более того, аналогичные программы были приняты во всех 39 муниципальных районах области с учетом местных социально-экономических условий. В реализации мероприятий программы принимают участие более 25 министерств и ведомств.

На Совете были подведены итоги выполнения областной программы «Комплексная система обеспечения защиты прав потребителей в Саратовской области на 2009-2011 годы» за 2009 год. С информацией об исполнении программных мероприятий выступили руководитель управления Роспотребнадзора по Саратовской области Алексей Данилов, министр здравоохранения области Лариса Твердохлеб, представители областных министерств – строительства и ЖКХ и экономического развития и торговли.

Одной из актуальных тем Совета стало обсуждение вопросов защиты населения на потребительском рынке финансовых услуг.

– Начиная с 2007 года Управление Роспотребнадзора по Саратовской области проводит анализ обеспечения защиты прав потребителей при оказании банковских услуг на поднадзорной территории, – прокомментировал результаты слушаний руководитель управления Рос­потребнадзора по Саратовской области Алексей Данилов. – Поступающие жалобы граждан и количество выявляемых нарушений показали необходимость отнесения данной сферы к приоритетному направлению деятельности. Судите сами: если в 2007 году обратилось только 4 потребителя, в 2008 году поступило 6 письменных обращений, в 2009 году – 11 обращений, за 1 квартал 2010 года – 10 письменных обращений.

Жалобы поступали в отношении следующих банков: ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ЗАО «Банк Русский Стандарт», ОАО «Альфа-Банк», ООО ­«Московский Банк реконструкции и развития», ООО КБ «Ренессанс Капитал», ЗАО «РайффайзенБанк», Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество), ЗАО «Акционерно-коммерческий банк реконструкции и развития «Экономбанк», ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС–ВОЛГА», ЗАО «Коммерческий банк «Открытие».

Значительное число поступивших обращений граждан, связано с претензиями имущественного характера. В частности, с начислением несоразмерно большой суммы штрафов. Принимая во внимание, что разрешение претензий граждан в досудебном порядке является наиболее быстрым и оптимальным методом восстановления прав, кредитным организациям предложено добровольно удовлетворить требования потребителей. В этом плане могу отметить ЗАО «Банк Русский Стандарт», которым принят ряд положительных решений.

С сентября 2008 года в условиях кризиса от жителей области стали поступать жалобы о нарушении сроков выдачи денежных средств со вкладов, увеличении процентных ставок по кредитам (что особенно чувствительно, если гражданин затеял строительство, или приобрел стройматериалы - в качестве контр-примера можно привести Демидово, где ту же фанеру продают с учетом наших процентных ставок по сниженным ценам), наложении обязанности по страхованию жизни и здоровья заемщика.

Только по претензиям о нарушении срока выдачи денежных средств со вкладов в 2008 г. удовлетворены требования граждан на сумму более 1 миллиона рублей.

В случаях отказа от добровольного удовлетворения имущественных требований сотрудники нашего Управления разъясняют гражданам право на защиту нарушенных прав в суде, порядок привлечения специалиста государственного органа для дачи заключения по делу.

Для обеспечения защиты прав потребителей гражданско-правовыми методами Управлением разработаны бланки исков, типовых заявлений, которые высылаются обратившимся гражданам. Это весьма эффективные меры помощи и по поступающим в Управление сведениям, граждане активно используют данные материалы.

Показывает свою эффективность и практика вступления специалистов в судебный процесс для дачи заключения по делу о защите прав потребителей. Основываясь на п.1. ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей», граждане подают иски о возмещении вреда, причиненного вследствие включения в договоры условий, ущемляющих установленные законом права потребителей. Специалисты Управления участвуют в судебных процессах для дачи заключений в рамках ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 47 ГПК РФ. В результате, в суде общей юрисдикции постепенно формируется судебная практика, подтверждающая обоснованность доводов граждан.

Так, в целях прекращения спора, возникшего в связи с требованием потребителя о признании недействительным условия кредитного договора, ущемляющего установленные законом права потребителей в части взимания комиссии за ведение ссудного счета и применении последствий недействительности ничтожного условия кредитного договора в виде возврата денежных средств, между истцом и ответчиком заключено мировое соглашение, в результате которого ответчик ЗАО «РайффайзенБанк» выплатило потребителю неосновательно удержанные денежные средства в полном объеме – 15 600 рублей.

Другой позитивный пример – решением апелляционной инстанции Октябрьского районного суда города Саратова условие, ущемляющее установленные законом права потребителей в связи с взиманием единовременного платежа за открытие ссудного счета, ежемесячной комиссии за ведение ссудного счета, признано недействительным, применены последствия недействительности ничтожной сделки путем взыскания с ЗАО «Коммерческий банк «Открытие» в пользу потребителя неосновательно удержанных денежных средств в полном объеме 1 500 рублей, проценты за пользование чужими денежным средствами в сумме 378 рублей 45 копеек.

В процессе анализа представленных с обращениями материалов выявляются факты совершения кредитными организациями административных правонарушений.

Наиболее распространено следующее: включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, и непредоставление необходимой информации об условиях кредитования и оказания дополнительных услуг.

Управлением вынесено 13 постановлений о привлечении кредитных организаций к административной ответственности. Постановления, за исключением ОАО «Альфа-Банк», обжалованы банками в суд. По делам, рассмотренным Арбитражным судом Саратовской области, подтверждено наличие в договорах условий, ущемляющих права потребителей, нарушение требований закона.

Анализ складывающейся судебной практики показывает наличие противоречивых суждений относительно схожих условий. Тем не менее правовая позиция Управления о недопустимости нарушений потребительского законодательства в сфере оказания финансовых услуг все чаще разделяется судами различных инстанций, что является положительной тенденцией.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №20 (373)
Автор статьи:  Ирина ПЕВЦОВА
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: