Не только прямые инвестиции
Во главе с новым руководителем министерство инвестиционной политики Саратовской области планирует перейти на новые формы работы: помимо прямых инвестиций, то есть строительства новых заводов и гипермаркетов, регион будет осваивать инфраструктурные проекты в рамках государственно-частного партнерства.
О том, что инвестиции можно привлекать с помощью инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП), в нашей стране стали говорить только в середине нулевых. До сих пор эта довольно-таки сложная форма работы не получила широкого распространения – она требует немалых организационных и юридических усилий, а опыта в масштабе страны практически нет. Специалистов, разбирающихся в ГЧП, можно перечислить поименно. И один из них – Ирина Блохина – 20 мая заняла должность министра инвестиционной политики в правительстве Саратовской области.
Несмотря на молодость (8 мая она отпраздновала свое 27-летие), Ирина успела поработать в ведущих юридических и консультационных компаниях России. В ОАО «Инвестиционная компания «Еврофинансы» она работала над проектами ОАО «РЖД» и ФСК ЕЭС. В «Вегас-Лекс» - компании, которая считается российским лидером по внедрению инструментов ГЧП, Ирина занималась проблемами гармонизации европейских транспортных стандартов и технологий на российских железных дорогах (высокоскоростная магистраль Москва - Санкт-Петербург), формированием нормативной базы для олимпийского строительства в Сочи, проектом по реконструкции, строительству и эксплуатации аэропорта «Пулково», концепцией железнодорожная магистраль «Белкомур», которая напрямую соединит Соликамск, Гайны, Сыктывкар и Архангельск, и другими крупными государственными проектами. Перейти, а точнее – вернуться на работу в Саратовскую область ее уговорили не сразу.
Теперь полученный опыт, а также знакомство с международным сообществом профессионалов в деле привлечения инвестиций Ирина намерена применить на региональной практике. Ее приоритет – это те проблемные отрасли, которые традиционно финансируются за счет государства. Ирина Блохина считает, что именно инфраструктурные проекты в первую очередь нуждаются в привлечении частных инвестиций, а значит – внимании профильного министерства: «Прямые инвестиции – это вопрос бизнеса. Но бизнес не придет в тот регион, где нет «колыбельки» для инвестиций – где не развита инфраструктура и низкая емкость рынка».
Но регионам и муниципалитетам вечно не хватает денег на дороги и ЖКХ, тем более сегодня, когда страна еще не оправилась от кризиса. В условиях дефицитного бюджета без частных инвестиций не обойтись. Силами частных компаний можно, например, реконструировать саратовский водопровод, строить новые жилые дома, вставлять в них пластиковые окна пвх, устанавливать двери, вставлять дешевые пластиковые окна - да мало ли! Иначе говоря, заключить с инвестором «контракт жизненного цикла», когда бизнес вкладывается в реконструкцию объекта и потом продолжает обслуживать его за свой счет, получая от государства «availability payment» - «платеж за эксплуатационную доступность».
Ирина уверена, что при этом еще удастся и кардинально улучшить качество водоснабжения, подняв его до европейского уровня: «Заключая контракт жизненного цикла, оператор заинтересован в качестве своей работы: он получает availability payment от муниципалитета или региона, а все поломки и претензии потребителей – это его издержки. Естественно, ему выгоднее применять те технологии, которые не позволят ему в дальнейшем нести убытки, применять ту систему очистки воды, которая поможет избежать штрафов».
Ту же схему применяют при строительстве автодорог или социальных объектов. Например, партия «Единая Россия» с помощью инструментов ГЧП планирует построить в небольших городах страны сеть досуговых центров с кинозалами. Идей очень много, и потенциал Саратовской области позволяет их реализовать. Главное,
говорит Ирина Блохина, выступить организованно, «единым фронтом».
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №20 (373)
Автор статьи: Андрей МУРАВЬЁВ
Рубрика: Экономика/Бизнес