Яндекс.Метрика

ЕГЭ: плюсов больше, чем минусов

В следующем году единый государственный экзамен будет отмечать свой первый значительный юбилей. В далеком уже 2001 году впервые ЕГЭ был проведен в Чувашии, Марий Эл, Якутии, а также в Самарской и Ростовской областях.

С каждым годом количество регионов в эксперименте увеличивалось. Наконец, с 2009 года ЕГЭ становится единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных испытаний в вузах. Времени с начала эксперимента прошло достаточно много, появились как сторонники, так и непримиримые критики государственной итоговой аттестации.

Вспоминаю собственные выпускные экзамены (было это еще до начала эксперимента) – с досадой и иронией одновременно. Наверняка многие помнят дни накануне школьных испытаний, когда учителя и родители отправлялись на Театральную площадь на импровизированную «ярмарку» за вариантами заданий, обзванивали близких и дальних знакомых в отделах образования, потом всем миром писали сочинения и решали задания по математике. Делали так многие, в числе которых были будущие медалисты, «хорошисты» и все остальные. Сразу после одного экзаменационного марафона начиналась новая эпопея – вступительные экзамены. По сравнению с итоговой аттестацией в школе это гораздо больший стресс. Некоторые абитуриенты заканчивали вступительную волокиту накануне 1 сентября и ужасно вымотанными сразу же принимались получать высшее образование.

С прошлого года у школьников, за редким исключением, нет необходимости заниматься бессмысленным дублированием выпускных и вступительных экзаменов. Однако ЕГЭ критикуют многие выпускники, родители, школы, вузы. Иногда в этом потоке недовольства уже сложно понять, чего же хотят добиться и что конкретно не устраивает критиков единого государственного экзамена.

Хотя следует заметить, что в Саратовской области в этом году результаты ЕГЭ лучше среднероссийских. Из 13 640 саратовских выпускников только 210 человек не смогли сдать ЕГЭ (в том числе и повторно). В прошлом году, по информации областного министерства образования, не выдержали испытание и получили справки вместо аттестатов 589 школьников. По итогам июня письменных обращений граждан о нарушениях при проведении итоговой аттестации в министерство образования не поступало, государственная экзаменационная комиссия не выявила фактов нарушения процедуры ЕГЭ, апелляций по процедуре экзамена также не было. Однако увеличилось число выпускников, получивших максимальный балл (100) по итогам ЕГЭ (в прошлом году «отличников» было 19, в этом – 42). В целом по региону увеличился средний балл по информатике, биологии, литературе, химии, математике, истории, физике.

В начале июня один из саратовских телеканалов провел телефонный опрос своих зрителей с громким названием «Что делать с ЕГЭ?». За отмену проголосовало 509 человек, за то, чтобы экзамен оставить – 123, за модернизацию – 268. Такое недовольство у жителей нашей области вызвано, якобы, фактами коррупции и непривычной формой проведения ЕГЭ. Такова суть претензий к единому экзамену и в других регионах. С недавнего времени Генеральная прокуратура контролирует вопросы сдачи ЕГЭ, но и это не всегда устраивает школы. Учителя говорят, что теперь они подвергаются повышенному давлению. И здесь, вероятно, есть доля истины, стоит вспомнить странную ситуацию этого года в одной из школ Ростовской области.

Нередко сдачу ЕГЭ даже пытаются превратить в «горячую» новость. В конце мая некоторые областные СМИ сообщили, что в саратовской школе №67 неизвестные люди, представившиеся работниками прокуратуры, досрочно прервали сдачу экзамена. В дальнейшем эта информация не подтвердилась. Федеральные газеты и телеканалы во время проведения единого государственного экзамена периодически сообщали о самоубийствах школьников, якобы доведенных до отчаяния несправедливыми результатами ЕГЭ. Хочется заметить, что в таких трагических ситуациях следует разбираться особенно тщательно и кропотливо.

Несколько слов об одном «удобстве» ЕГЭ, которое очень быстро было атаковано мошенниками. У единого экзамена существует официальный информационный портал в интернете, на котором в начале эксперимента можно было оперативно узнавать результаты испытаний. Вскоре эту возможность ликвидировали в связи с многочисленными подлогами. Министерство образования области в этом году неоднократно предупреждало родителей и выпускников о мошенниках, обещающих через глобальную сеть узнать результаты ЕГЭ. К сожалению, такие факты наносят ущерб имиджу единого государственного экзамена.

И все же следует признать, что сам ЕГЭ за время существования меняется и становится лучше и практичнее. В начале более низкая оценка, полученная на едином экзамене, шла в аттестат, но с 2009 года по каждому предмету выставляется среднее арифметическое оценок выпускника за последние два года обучения, независимо от результата, полученного на ЕГЭ (если набран минимальный «проходной» балл).

Иногда необоснованная критика ЕГЭ напоминает давние партсобрания с устойчивой, сейчас звучащей забавно, формулировкой обвинения – «книгу я не читал, но скажу». Однако плюсов у единого экзамена заметно больше. Одно из главных преимуществ ЕГЭ заключается в единообразии принципов экзамена, которые известны по всей стране заранее, что позволяет планомерно готовиться к испытаниям. Еще один положительный момент: система проведения ЕГЭ резко сократила коррупционные лазейки. Большой практический плюс в том, что школьники испытывают стресс теперь только один раз, а затем спокойно, исходя из своих результатов, определяются с возможностями получить дальнейшее образование.

При определенном желании в едином государственном экзамене можно продолжать отыскивать минусы, просчеты, теневые стороны, но практический опыт в нашем и других регионах доказал, что ЕГЭ приносит очевидную пользу. Как и конструктивный диалог на эту тему.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №26 (379)
Автор статьи:  Михаил ОЛЬХОВ
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: