Яндекс.Метрика

Школа обязана учесть запросы общества

Школа обязана учесть запросы общества

Проект модернизации региональной системы образования плавно переходит в национальную образовательную программу «Наша новая школа». Вместе с министром образования Саратовской области Гарри Татарковым корреспондент «НВ» разбирался, по каким направлениям будет развиваться школа в новом учебном году и в ближайшее десятилетие.

– Гарри Николаевич, что диктует необходимость реформы, которую инициировал президент? Чем она будет отличаться от предыдущих новаций?

– К реформам у нас относятся очень настороженно. Так уж сложилось, что за последние годы было предложено много программ. Не все они были обеспечены ресурсами, и потому не все были доведены до конца. Сейчас мы стоим на пороге наиболее продуманной и по финансовому обеспечению, по целевым индикаторам, и по срокам действия программы «Наша новая школа». Ее мы должны полностью осуществить к 2020 году.

Чем обусловлена необходимость реформы? Прежде всего, тем, что школа не должна отставать от процессов, в которых развивается общество. Мы часто вспоминаем о системе образования советских времен. Большинство признает, что это была передовая школа со множеством заслуг. Но с тех пор социально-экономические условия принципиально изменились. Мы живем в новую – информационную эпоху. Понятие «инновационная экономика» – это следствие или отражение новых задач, которые стоят перед обществом. Если раньше мы считали передовыми крупные предприятия, которые специализируются на выпуске какой-то продукции, то в инновационной экономике акценты резко меняются в сторону мобильных предприятий, главной ценностью которых является человек. Те страны, которые уже имеют опыт развития по этому пути, 60-80 процентов производственных затрат отводят на персонал. Главной производственной силой становится интеллектуально развитый, мобильный человек. Школа обязана учесть эти запросы общества.

– А учителям это еще надо объяснять?

– В массе своей учитель (и это хорошо!) в высшей степени консервативная фигура. Это продиктовано его высокой ответственностью за своих учеников. Учитель владеет педагогическим инструментарием и методологией, которые наживает годами. Это целый комплекс знаний, методов и приемов. От всего этого трудно отказаться в одночасье. Да, может быть, и не от всего надо отказываться. Но в силу этого консерватизма педагогов нередко приходится «подтягивать» к темпам общественного развития. Впрочем, большинство из них охотно включаются в этот процесс.

– Настоящая реформа многогранна и включает в себя несколько направлений, логично вытекающих одно из другого. Давайте остановимся на самых главных.

– Главное – это внедрение новых государственных стандартов обучения. Несколько научных центров занимались их разработкой, конкурируя друг с другом. Предложенные стандарты прошли многоступенчатую экспертизу, как в научных кругах, так и в образовательных, и общественных. Пока они приняты лишь по начальной школе, но уже задан вектор и ясно, как будут развиваться стандарты на других этапах школьного образования.

К сожалению, как только они появились, сразу же возникли и спекуляции на эту тему. Стали говорить о том, что у чиновников есть стремление ограничить объем знаний, который традиционно дается ученику, «выбросить» школьников на поле платных услуг и так далее.

Чтобы избежать досужих, некомпетентных суждений, нужно вникнуть в суть реформы. Сегодня мы переоцениваем роль школы в воспитании и обучении детей. В дореформенной школе мы стремились впихнуть в детские головы как можно больший объем знаний, не подвергая анализу, в какой мере это надо делать. То же самое происходит и в высших учебных заведениях. Давайте честно признаемся, многие знания, которые даются в школе, либо складируются в нашей памяти мертвым грузом, либо в силу законов времени утрачиваются раз и навсегда. Никогда больше мы к ним не возвращаемся. Даже наши отличники, наши одаренные дети очень часто в реальной жизни оказываются беспомощными в вопросах применения своих знаний, организации своей карьеры, деятельности и социализации. Потому что кроме искусственной школьной среды мы им ничего не сумели предложить. Отсюда и эти реплики вузовских преподавателей: «Что вы знали в школе, можете забыть. Мы вас будем учить заново». А после того, как закончили вуз, уже работодатели говорят; «Можете забыть то, чему вас учили в вузе». Все это и есть следствие явных диспропорций в системе образования.

На что направлены новые стандарты? Не только на то, чтобы давать знания. Не менее важно формировать у ребенка истинную картину мира. Мы должны включать в детях эффективные механизмы добывания опыта и знаний. Мы должны приучать их к самостоятельной исследовательской деятельности, потому что сама картина мира быстро меняется. И, наконец, нам важно воспитывать гармоничную личность, используя все сильные стороны детского таланта.

Все дети талантливы. Просто мы привыкли сужать критерии оценки личности. Часто считаем одаренными лишь тех, кто умеет программировать, решать задачи по математике и физике. А что же другие? Почему мы им не создаем условий для полнокровного развития? Вот для этого в рамках реформы будет развиваться внеурочная занятость, когда занятия будут проходить в ином режиме. И на это выделяются дополнительные ресурсы, часы. Урочные и внеурочные занятия будут дополнять друг друга.

122 школы (более 10 процентов от всех в регионе) мы переводим на новые стандарты уже с 1 сентября. Это школы, которые уже зарекомендовали себя как инновационные ресурсные центры. Им поручена отработка новых механизмов. А со следующего года все школы переходят на новые стандарты.

– Много вопросов возникает и по поводу правового статуса образовательных учреждений.

– Со следующего бюджетного года этот процесс станет нарастать. Речь идет о создании условий для независимой финансово-хозяйственной деятельности школ. Принцип единства полномочий и ресурсов (с этим, кстати, связан закон о местном самоуправлении) надо довести и до конкретного образовательного учреждения. Необходимо, наконец, признать, что вопросы обучения и воспитания решаются не в министерстве образования и не в районо, а непосредственно в школах. Им сегодня предоставлена достаточно серьезная степень независимости. Соответственно, им нужно передать и все ресурсы, только тогда они будут использоваться оптимально. При этом возрастет возможность заниматься дополнительной деятельностью, ведь ресурс любого образовательного учреждения выше, чем его основная традиционная деятельность.

Многие из наших школ уже сегодня являются серьезными социальными центрами. А в будущем мы вообще должны обеспечить любому жителю возможность непрерывного обучения. И это объективная реальность. Специалисты посчитали, что производственные мощности, приборы, автоматы будут кардинально меняться каждые 3–5 лет. Такова сегодня скорость развития общества. Современный человек должен постоянно приспосабливаться, участвовать в этих процессах, быть готовым к непрерывному образованию и накоплению новых компетентностей.

А где те общественные институты, которые дадут ему эту возможность? Эта сеть должна быть органично разбросана по стране, и школы могут стать ее частью в пределах своих возможностей. Кстати, и для развития самой школы это тоже полезно.

Нас ждут три варианта учреждений: казенное, бюджетное (независимое в финансовой деятельности, но с ограниченными правами в распоряжении собственностью) и автономное (может свободно распоряжаться приобретенным имуществом). По каждому варианту есть подробные рекомендации. Решение – за коллективом. Мой прогноз: в ближайшие годы в основном будут преобладать бюджетные организации как наиболее оптимальные. Автономия подразумевает большой накопленный опыт самостоятельной деятельности. В любом случае, это будет огромный шаг вперед. Постепенно число автономных школ будет увеличиваться. Казенными будут в основном специальные учреждения, которые выполняют государственную миссию, – интернаты, детские дома, сиротские учреждения.

– Большая ставка в программе «Наша новая школа» делается на новую систему оценки качества образования. В чем ее суть?

– Определенные элементы этой системы в нашей стране уже заработали. Прежде всего, это ЕГЭ. Первый инструмент, когда мы, наконец, гармонию поверили алгеброй. Но учебное заведение характеризуется не только знаниями и компетенциями выпускников, существует целый набор количественных показателей (и по педагогическим кадрам, и по учебному оборудованию, и по фондам). Если мы говорим о системе образования, все это трансформируется, интегрируется, и мы уже можем говорить о конкретной образовательной системе саратовского региона, сравнивать ее с другими.

Здесь мы имеем серьезный задел. В настоящее время успешно функционирует областная система оценки качества образования. Она позволяет на уровне областного правительства предельно оперативно получить ответ на любой запрос – оценить тот или иной образовательный кластер. Это крайне важно, так как перед нами стоит задача оптимизации образовательной сети.

Мы должны всем учащимся, где бы они не находились, обеспечить равные условия обучения и возможность получения качественного образования. Система оценки качества позволяет решать проблему не локально, а видеть ее в целом, в разрезе муниципального округа, района. Мы уже выполняем для муниципальных районов заказы по оптимизации сети. От необходимости решать судьбу сельских малокомплектных школ нам никуда не уйти.

– Но в обществе бытует убеждение: нет школы – нет села. Насколько это соответствует действительности?

– По-моему, здесь нарушена причинно-следственная связь. Вопрос о судьбе сельской школы возник именно потому, что местная власть допустила умирание села. Реанимировать такую школу – невыполнимая задача. Она уже не восприимчива ни к каким реформам, ни к каким улучшениям. И у нас для этого нет ресурсов. Такие школы едва выживают, какие же там могут быть инновации? Те, кто как заклинание произносят «нет школы – нет села», не думают о правах детей и лишь загоняют проблему вглубь.

Во многих муниципальных районах малокомплектных школ подавляющее количество. Число учащихся в них невелико. Для обеспечения заработной платы учителям мы вынуждены направлять туда дополнительные субвенции, как будто в школе нормальная наполняемость. Получается прямо по Гоголю – обучаем «мертвые души».

В муниципальных образованиях сегодня напряженные бюджеты, но и они вынуждены тратить дополнительные средства на содержание учреждений. Мы провели анализ по всем школам. Насколько оправдано, что на одного ученика в год тратят 300 тысяч рублей на обеспечение топливно-энергетическими ресурсами? В другом районе на одного ученика приходится площадь в 640 квадратных метров! Во многих школах количество штатных единиц превышает число учащихся. Но при этом нет полного набора учителей. Есть и такой пример: учитель английского языка не имеет высшего образования и иностранный язык в школе не изучал. Это уже не только экономическая проблема, но и образовательная.

– Совершенствование учительского корпуса выделено в особое направление программы. Какие механизмы будут для этого использованы?

– Подготовка педагогического потенциала – многогранная проблема. Она включает и повышение квалификации, которая должна носить характер непрерывного обучения и набора компетентностей. Это и дистанционное обучение учителей, благо новые информационные технологии позволяют нам оперативно передавать информацию в отдаленные районы. Это и система аттестации педагогических кадров. Уже есть определенный опыт в создании системы аттестации учителей.

Сколько было сломано копий по поводу портфолио. Сколько жалоб и стенаний – вот, мол, заставляют нас собирать папки, перерабатывать массу информации. Однако сегодня учитель может представлять портфолио, если претендует на какую-то категорию, если хочет участвовать в каком-то конкурсе – например, лучших учителей области. В этом году 170 учителей получат по 100 тысяч рублей. Это инициатива губернатора Павла Ипатова. Фактически это продолжение федерального проекта образования на областном уровне. Еще 17 человек получат президентский грант по 200 тысяч рублей. Нужно понять, что любой современный человек должен иметь портфолио. Если бы я сегодня принимал учителя на работу, то начал бы с того, что попросил бы показать портфолио. Только потом приступил бы к разговору.

Наконец, портфолио важно для самооценки учителя. Педагог не имеет права останавливаться в своем развитии. Как только остановился, начинается пике в «никуда». Предложенная система аттестации заставляет учителя двигаться вперед.

– А будет при этом меняться и отношение к охране здоровья школьников?

– К сожалению, исследования показывают, что пребывание ребенка в школе сопровождается ухудшением его здоровья. И прежде всего это связано с тем, что мы создали школу учебы, но никак не школу здоровья. Здесь много направлений. Это организация питания на совершенно новом уровне, а также спортивного развития, досуга внутри образовательных учреждений. Сочетание разных видов деятельности – учебной и внеаудиторной. Перевооружение образовательных учреждений и обеспечение условий на уровне XXI века.

Сегодня любой, кто заходит в школу, ловит себя на мысли: так было и 30 лет назад. Ну, парты новые, ну, доски интер-активные. Но мы не пришли к переосмыслению школьного пространства. Хотя уже есть очень интересные находки в школах региона и по организации питания, и по организации комнат отдыха.

– Насколько Саратовская область готова к такому серьезному реформированию своих школ?

– Есть регионы, высоко восприимчивые по отношению к реформам. Есть регионы-мечтатели, их позиция – придет кто-то умный из Москвы, даст окончательный рецепт, и все у нас наладится. А есть умеренно восприимчивые регионы, в какой-то степени консервативные. Это, пожалуй, относится и к Саратовской области, которая за последние годы прошла серьезный путь развития. Ведь раньше мы были регионом- мечтателем.

Сегодня у нас есть основательный задел для новой образовательной реформы. И это заслуга моего предшественника, правительства области, губернатора, который так неравнодушен к проблемам образования.

Мы реализовали комплексную программу модернизации региональной системы образования. Ввели нормативное финансирование. Сразу оговорюсь: процесс еще не закончен. Все еще приходят жалобы с мест – в соседней школе зарплата большая, а у нас низкая. Но ведь чаще всего это связано с тем, что коллектив и руководство не осознали, что им дан инструмент, а никто им не пользуется.

Большой плюс – областная система оценки качества образования. Даже при внедрении нового федерального стандарта у нас есть определенные заделы. Министерство образования области своевременно перешло на базовый план 2004 года, поэтому сегодня образовательная часть уже отработана в новых стандартах.

Так что к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» мы приступаем не с «чистого листа».


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №30 (383)
Автор статьи:  Тамара КОРНЕВА
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: