Яндекс.Метрика

Педсовет в режиме он-лайн

Педсовет в режиме он-лайн

Накануне областного совещания работников образования, тема которого «Инновационное развитие системы образования в Год учителя», логично было продемонстрировать информационные технологии в действии. Почти все районы области приняли участие в зональных круглых столах, прошедших в режиме видеоконференций - точно так же, как и интернет онлайн игры. Центральной площадкой их проведения стал Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

В аудитории семь веб-камер, экран с мультимедийным проектором и собственно гости – представители заинтересованных министерств, ведомств, общественных организаций и образовательных учреждений Саратова. Им предстояло заочно пообщаться со своими коллегами из муниципальных районов. Технические возможности большинства школ области позволяют проводить встречи в таком формате. На шести круглых столах были обсуждены все направления национальной образовательной программы «Наша новая школа». Остановимся более подробно на двух ключевых темах – подготовке нового учителя и поддержке талантливых детей.

Требуется учитель-новатор

Перед началом дискуссии участникам дали установку: никаких самоотчетов, только живое обсуждение актуальных вопросов. Кстати, организаторы видеоконференции эти самые вопросы умышленно обострили. Звучали они так: Учитель-исследователь, новатор, экспериментатор – нужен ли он современной школе? Дистанционный учитель: новый тип педагога или шаг к ликвидации профессии? Теряет ли учитель с годами свою квалификацию? Нужно ли ее повышать и как это делать? Нужен ли школе учи­тель-непрофессионал? Призыв президента – упрек педвузам?

Участники круглого стола, представляющие муниципальные системы образования Энгельсского, Краснокутского, Ровенского, Советского районов и города Саратова, констатировали, что ключевой фигурой системы общего образования по-прежнему остается учитель. Они сошлись во мнении, что современный учитель не может быть только источником учебной информации для учащихся. Поисковая, исследовательская, опыт­но-экспериментальная деятельность педагога наравне с учебно-воспитательной работой выходит сегодня на передний план.

Вместе с тем исследовательская работа в школе не предполагает массового характера. Поэтому требует конкретизации критерии, по которым педагога относят к категории «учитель-исследователь», должна совершенствоваться система мер мотивации и поддержки таких педагогов.

Пока ряд инновационных педагогических разработок образовательных учреждений области остается неизвестными на региональном и федеральном уровнях. Назрела необходимость организационного оформления инновационного комплекса в сфере образования, если не на региональном, то, по крайней мере, на муниципальном уровне.

Участники обсуждения все в один голос говорили о стремительном проникновении ин­фор­мационно-ком­му­ни­ка­ци­он­ных технологий в школьное образование. Перспективное введение электронного управления школой, информационно-аналитических электронных систем, электронных журналов и дневников, дистанционного обучения школьников, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, повышают планку требований к владению педагогом ИКТ с уровня компьютерной грамотности до уровня уверенного пользователя. Учителя вспомнили и требование президента России об использовании ИКТ-технологий как ключевого фактора при аттестации учителей.

Вопрос о необходимости постоянного повышения квалификации на протяжении всей профессиональной деятельности любого работника из проблемного превратился в риторический – так считают все участники круглого стола. С одной стороны, сохранение монополии на повышение квалификации подведомственным министерству образования учреждением значительно упрощает систему финансирования и контроль над расходованием бюджетных средств. С другой стороны, все присутствовавшие ратовали за развитие конкурентных отношений в этой сфере, возможность построения собственного образовательного маршрута в зависимости от профессиональных потребностей учителя, самостоятельность школ в распределении средств на повышение квалификации, а педагогов – в выборе образовательного учреждения.

Участники обсуждения согласны с тем, что введение аттестации на соответствие занимаемой должности позволит оградить школу от случайных работников. Перенесение аттестации на первую и высшую квалификационные категории на региональный уровень обеспечит единство подходов к процедуре аттестации и требований к квалификационным характеристикам.

Участники обсуждения обратили внимание на одно из положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» о привлечении в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Работники образования согласились, что это положение не следует рассматривать как призыв к действию, тем более как показатель, по которому в дальнейшем будет оцениваться работа школ. Речь может идти только о конкретном человеке, которому дается возможность начать или продолжить педагогическую работу без базового образования. Такие талантливые педагоги в школах есть, и их труд по достоинству оценивается профессиональным сообществом.

Одна из них – руководитель МО учителей технологии Ленинского района Саратова Ольга Чибезова (по образованию инженер-технолог) рассказала на круглом столе о достижениях своих коллег. Кстати, в пример многим ИКТ-технологии в районе используют более 40 учителей технологии.

Все мы помним, как 15–20 лет назад в школу в массовом порядке пришли программисты. Затем психологи. Школам это очень многое дало. Так что для развития компетенций учащихся компетентные люди всегда будут востребованы.

Все дети – одаренные

Перед началом круглого стола «Развитие системы поддержки одаренных детей» его ведущий – ректор института повышения квалификации и переподготовки работников образования Михаил Кукушкин – привел такую статистику. 80 процентов всех детей в дошкольных учреждениях – талантливые и способные, в начальной школе их 60–70 процентов, в средней – 40, к старшим классам остается 2,5 процента успешных, в олимпийском движении участвуют всего 1,5 процента. Откуда такие потери?

Министр образования Гарри Татарков предложил свою версию. По его мнению, все дети, поступающие в школу, талантливы. Но сложившаяся система не позволяет у всех выявить эти таланты. В школе вчерашнего дня успешность ребенка определялась его достижениями на олимпиадах и конференциях. Но одаренный и тот, кто сумел реализоваться в дальнейшем, по окончании учебного учреждения. Не все могут быть победителями олимпиад. Реализация других способностей тоже очень важна. Если ребенок предложил свой общественный проект в рамках школы – он одаренный или нет? А если освоил современную технику и стал школьным ди-джеем? А если организовал волонтерское движение? Министр призвал педагогов расширить работу, вести ее не только с олимпиадниками. Красный диплом или золотая медаль еще не являются пропуском в успешную жизнь, гарантом успеха. Новые стандарты для того и внедряются, чтобы обеспечить успех ребенку в жизни.

Экспертом обсуждаемой темы стал самый что ни на есть одаренный человек Михаил Мирзаянов, выпускник СГУ, чемпион Европы по программированию. Саратовская школа программирования известна далеко за пределами нашего города. Михаил рассказал о многоступенчатой системе, в которую он попал с детства, занимаясь в школьных и университетских кружках. Его рост – не случайный, а именно системный. Причем не все, кто попал в эту систему, могут достичь каких-то высот. Но их знания все равно востребованы. А вот что смущает: все выпускники центра олимпиадной подготовки по программированию – школьники Саратова и Энгельса. Из области никого нет. Хотя более 5 лет работает публичный сайт центра, где каждый школьник может решать задачи с прошедших олимпиад. Но если саратовские дети активно пользуются этими ресурсами, у детей из районов мотивации нет. По убеждению Михаила, никто из учителей информатики, увы, не может программировать. Даже в большинстве саратовских школ, где учатся победители олимпиад, им помогают готовиться к соревнованиям студенты СГУ. В области нет интереса к информатике. А государству сегодня нужны программисты высокого уровня.

На круглом столе были затронуты очень многие аспекты этой животрепещущей темы. Заместитель директора гимназии №1 Елена Еськина предложила обучать учителей работе с одаренными детьми в условиях массовой школы. Это особый контингент, создающий позитивный имидж учреждения. Но неординарную личность зачастую сопровождают личностные проблемы. Родители бросаются в крайности: или культивируют гениальность ребенка, или боятся того, что их ребенок не такой как все. Необходимы высококвалифицированные специалисты-психологи.

Ее поддержала преподаватель саратовского лицея гуманитарных наук Марина Ежова. Она предложила создать единую систему подготовки учителей, работающих с одаренными детьми. Использовать меры поощрения и детей, и учителей. Например, посылать за счет школы на платные курсы подготовки учителей в Москву, другие города, организовывать поездки в зарубежные страны, использовать материальные поощрения.

Преподаватель физико-тех­ни­ческого лицея №1 Надежда Козырева уверена, что учительские кадры – первое условие для развития одаренных детей. Эти традиции в бывшей 13-й школе были заложены давно: в ее создании принимали участие лучшие научные умы. Поэтому физико-математический профиль наиболее разработан. Творчеством учителей заражались и дети. А встреча талантливого учителя и ученика – залог успеха.

Ее поддержал учитель географии ФТЛ Сергей Карасев. «Те, кто пришли в ФТЛ, – сказал он, – нацелены на изучение профильных предметов. Чтобы увлечь их и другими дисциплинами, мы используем информационные технологии – дистанционное обучение по биологии, географии, английскому языку, информатике. Но необходима региональная информационная система, которая позволила бы объединить усилия. У нас в лицее зарекомендовала себя система спецкурсов, воскресная школа, есть недельная летняя школа. И как результат – победы на всероссийских олимпиадах. Но не хватает таких школ регионального уровня. Мы предлагаем проводить такие школы на базе нашего лицея».

Формы работы с одаренными детьми можно позаимствовать и в районных школах. Директор ртищевской школы №1 Галина Васильева рассказала об инновационной деятельности своего учреждения. С 2004 года они учатся по проекту «Русская школа», разработанному питерским профессором Иваном Гончаровым. Детей воспитывают на традициях русской культуры, особое внимание уделяется предметам гуманитарного цикла.

В Калининске с одаренными детьми начинают работать с раннего детства. Уже 5 лет здесь действуют группы при школах для дошкольников. Затем они обучаются по интересной развивающей программе «Начальная школа XXI века».

Замдиректора балашовской гимназии Светлана Астахова рассказала о том, что четвертая часть всех учителей прошли курсы тьюторов, уже 7 лет назад здесь начали внедрять наставничество. Но учителю, призналась она, не хватает знаний и методики по работе с одаренными детьми. Возможно тьюторство и со стороны. По ее мнению, благоприятной средой для ребенка являются эксперты, тренеры, организаторы, психологи.

Педагоги подчеркивали, что без помощи вузовских преподавателей подготовку к олимпиадам не сдвинуть. Не обойтись и без дистанционного обучения, так как одаренный ребенок в глубинке предоставлен сам себе.

Предложили даже создать лицей-интернат для одаренных детей. Такие учреждения есть при некоторых вузах Саратова, но их задача – обеспечить себя абитуриентами, к тому же они носят коммерческий характер. Их явный минус – отрыв детей от семьи и затратное финансирование. Все сошлись на том, что модель сезонных школ – наиболее оптимальный вариант для поддержки одаренных детей. А системообразующим элементом в этом вопросе должен стать институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, с чем согласились его сотрудники, которых можно поздравить с первым удачным опытом дистанционного общения работников образования области.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №30 (383)
Автор статьи:  Тамара ДМИТРИЕВА
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: