Курс на автономию
Новую форму хозяйствования примерят на себя в качестве пилотного проекта всего несколько городских школ. Весь предыдущий опыт работы этих учреждений говорит о том, что их можно отпускать в «свободное плавание».
Как заметил директор лицея Николай Кузькин, автономия принесет больше свободы, прав, но и обязанностей. «Мы сможем модернизировать образовательный процесс, выйти на рынок образовательных услуг с инновационными программами, конкурируя за бюджетные и внебюджетные средства, – сказал он. – А это, в свою очередь, заставит нас искать дополнительные источники финансирования. Мы сможем сдавать помещения в аренду (например спортзал), предлагать платные образовательные услуги (при этом государственное финансирование образовательного процесса по школьной программе ни на копейку не уменьшится). Дополнительные занятия по более углубленному изучению предметов будут организованы по желанию детей и родителей. Ну и, наконец, мы сможем тратить доходы на нужды лицея (на улучшение материально-технической базы, зарплату педагогов, школьные мероприятия и т.д.)».
Саратовские директора специально ездили изучать опыт в Казань, где практически все школы перешли в статус автономных. Так вот там никто к прежним формам возвращаться не хочет. Сегодня у руководителя школы, который находится на подушевом финансировании и привязан к централизованной бухгалтерии, нет самостоятельности. Да и не все директора хотят ее, так как она предполагает ответственность. Школы, которые перейдут в автономию, получают целый ряд преимуществ, но одновременно и рисков. Появляется свобода формирования бюджета, штатного расписания, организационной структуры, подбора преподавателей. На сегодняшний момент в классической школе нельзя говорить ни об управленческом учете, ни об управлении экономикой, тем более финансами. Следовательно, стратегическое развитие здесь невозможно. А автономия – это самостоятельное плавание.
В послании президента Дмитрия Медведева четко прозвучало: признать разные организационно-правовые формы образовательных учреждений – и частные, и автономные, и классические. Они должны иметь равные условия.
Пока мы находимся на этапе осознания этой будущей реальности, преодолеваем психологические стереотипы. Школа – структура консервативная. И это хорошо, считает Николай Кузькин. По его мнению, это будет гарантом правильного использования новых прав и возможностей автономии.
Пока же в 37-м лицее идет подготовка к эксперименту. С 1 сентября все классы стали учиться в первую смену. Далось это трудно, пришлось переоборудовать несколько кабинетов, в том числе учительскую, под учебные классы. Учителя дискомфорта не почувствовали – 29 рабочих мест преподавателей полностью оборудованы и компьютерами, и мультимедийными проекторами. Продолжительность уроков вернулась к 45 минутам, перемены стали полноценными, две большие длятся по 20 минут. Теперь появилось много времени для спецкурсов, кружков и другой внеклассной работы, которой в новой школе будет уделяться большое внимание. Все это можно проводить во вторую смену. Нововведения всем нравятся.
В этом учебном году в школу пришли четыре молодых специалиста – два учителя начальной школы, учитель русского языка и преподаватель немецкого языка. Это уже прогресс, если учесть, что основной преподавательский костяк – в возрасте под 50, а молодые учителя составляют 35 процентов.
К учителям Николай Кузькин относится как к «штучному товару». Ищет их по всей области. Гордится тем, что в лицее 10 преподавателей-мужчин (они преподают физику, математику, историю, ОБЖ, информатику). Как удалось собрать такую команду? Директор школы отшучивается: «слово «педагог» вообще-то мужского рода».
Сам он математик, и, конечно же, физико-математическое направление в лицее превалирует (как убежденный естественник, Николай Петрович считает, что если хорошо налажено преподавание математики, значит, в школе все в порядке), однако и про гуманитариев здесь не забывают. По мнению директора, у детей должен быть выбор, к тому же он не хочет, чтобы старшеклассники бежали из школы в поисках гуманитарных классов. Сегодня в лицее набираются классы по четырем профилям: физико-математический, филологический, социально-гуманитарный, социально-экономический.
Так как автономия связана, в первую очередь, с высококонкурентной способностью самого заведения, первыми в «свободное плавание» отправятся учреждения с высоким потенциалом. По мнению специалистов, это реально могут сделать 10-15 школ области.
37-й лицей в этом смысле подходит по всем показателям. Под руководством Николая Кузькина средняя общеобразовательная школа стала одним из передовых инновационных учебных заведений города.
Лицей является базовой школой для района и ресурсным центром для проведения педагогической практики студентов, олимпиад различных уровней по физике и информатике, федерального компьютерного тестирования выпускников, а также для проведения ГИА выпускников 9-х и 11-х классов.
В 2006 году лицею присвоен официальный статус школы Немецкого языкового диплома. Выпускники могут поступать в любой немецкий вуз без сдачи экзаменов по немецкому языку. За последние годы четыре лицеиста воспользовались такой возможностью. А в 2008 году лицей стал ассоциированной школой ЮНЕСКО.
Три раза лицей участвовал в конкурсе на лучшее образовательное учреждение РФ и все три раза выигрывал по миллионному гранту. Благодаря этому здесь поменяли всю школьную мебель и укрепили материально-техническую базу. Сегодня в лицее четыре компьютерных класса, 102 компьютера, 27 мультимедийных проекторов, 9 интерактивных досок, библиотека с читальным залом и даже комната отдыха для учащихся.
Лицей является одним из организаторов учебно-научной региональной конференции школьников «Инициатива молодых». За 12 лет эта конференция выросла от школьной до региональной. Одно время в лицее хотели даже отказаться от таких масштабов, так как очень суетное это дело, но сельские учителя взмолились: куда же нам с одаренными детьми деваться? Постепенно помимо старшеклассников в конференции стали участвовать 5, 6, 7 классы, а потом и учащиеся начальной школы.
Кстати, начальная школа тоже модернизируется. С 1 сентября в пилотном режиме началась апробация новых стандартов в 1-х классах. Лицею в этом смысле можно доверить: 50 процентов учителей начальных классов получили благодарственные письма Общероссийской малой академии наук «Интеллект будущего» за поддержку и развитие юных талантов и свидетельства о подготовке более 100 лауреатов Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество». В результате лицей включен в число организаций-лауреатов, список которых опубликован в книге «Ими гордится Россия».
В 2010 году 4 учителя стали победителями конкурса лучших учителей, проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (всего за последние годы их 18). Их уровню соответствует и успеваемость учеников. Результаты ЕГЭ выпускников 2010 года по всем предметам выше среднеобластных и среднероссийских показателей. Только в московские и питерские вузы поступило этим летом 11 человек.
Каждое утро в лицей стекаются потоки учеников практически из всех районов города. И в этом учебном году учеников прибыло (более 30), а всего здесь учатся 810 человек. И каждое утро директор сам выходит в вестибюль встречать своих подопечных. Это многих дисциплинирует. Все-таки мужское начало многое определяет, и для школы это всегда только плюс.
Попадали ли Вы когда-нибудь в ситуацию, когда ребенок хочет именно такой конструктор Lego, которого нет ни в одном магазине в городе? Из этой ситуации есть выход – попробуйте найти нужную игрушку в интернет-магазине. |
---|
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №37 (390)
Автор статьи: Тамара КОРНЕВА
Рубрика: Образование/Наука