Явился древний Ярило
Губернский театр хоровой музыки под руководством Людмилы Лицовой открыл юбилейный, 20-й сезон российской премьерой в творческом содружестве нескольких коллективов. Они поставили «Снегурочку» Чайковского.
Сюжет поэтической пьесы-сказки Александра Островского – фольклорный, с древнеславянскими акцентами, полный сказочных коллизий и не по-сказочному сильных страстей – особенно любим композиторами. Все знают замечательную оперу Римского-Корсакова с одноименным названием. Но мало кто, кроме специалистов, знает, что свою музыку к «Снегурочке» написал также Александр Гречанинов. Премьера спектакля состоялась 24 сентября 1900 года во МХАТе. Но первым был Чайковский. Его музыка к сказке Островского стала «одним из самых вдохновенных сочинений, наполненных светом, богатством красок, буйным цветением сказочных колоритных образов».
Не все сначала так думали. Критики возмущались тяготением Островского к «фальшивым», «призрачно-бессмысленным образам Снегурочек, Лелей, Мизгирей». Про музыку же писали, что она «монотонна до усыпления»…
С тех пор утекло много воды, и дивные произведения Островского и Чайковского полностью «реабилитированы». Мы можем полностью оценить смелость и размах Людмилы Лицовой, которая впервые в России осуществила полную концертную постановку великой музыкально-драматической сказки. Немного сокращен только текст Островского – партитура же Петра Ильича сохранена целиком, хотя у постановщика не было под рукой трех трупп Императорского Малого театра и столько же Большого. Зато был наш превосходный симфонический оркестр (академический, филармонический), были великолепные хор театра и солисты (Наталья Карамышева, Александр Соколов, Алексей Кошелев), была отличная массовка: студенты консерватории и два актерских курса (профессора Александра Галко и доцента Татьяны Кондратьевой). И конечно, были мастера художественного слова, актеры ТЮЗа, заслуженные артисты России Ольга Кутина и Александр Федоров.
Это уже вторая сказка с оркестром, которую исполнили в Большом зале консерватории тюзовские актеры. Сначала были Пушкин и Римский-Корсаков, и все роли, лирические и комические, в «Сказке о царе Салтане». Дирижировал тогда тоже Александр Занорин (консерватория). Но «Снегурочка» куда сложнее и масштабней старой доброй сказки про «трех девиц под окном».
Пленительно звучит волшебная мелодия пробуждающейся природы и просыпающихся вместе с ней чувств, чуть приглушенно звенят волшебные песни вольных берендеев сверху, с балкона (театр Лицовой), а в партере, среди рядов, вольготно гуляют себе красны девицы и скоморохи с нарумяненными щеками (студенты театрального института консерватории), проникновенно поет торжествующие весенние песни пастушок Лель.
Внутри этого музыкально-драматическо-пластического действа очень органично существует удивительно лиричный текст Островского в его бережном исполнении двумя прекрасными актерами. Не хватало разве что славянских плясок. «Будут вам и пляски!» – пообещала в антракте директор театрального института Наталья Горюнова (она помогла срежиссировать драматическую часть концерта-спектакля).
И действительно, во втором действии, где по сценарию веселые берендеи встречают Весну и Солнце, девушки-красавицы водили хороводы прямо между зрительских кресел, и молодцы кувыркались и ходили на руках, и ослепительно желтый стяг справляющего победу Ярило медленно плыл над сценой…
Ликование первых зрителей премьеры театра Лицовой можно было сравнить только с восторгом наивных берендеев, дождавшихся наконец солнца и тепла после долгой русской зимы.
Александр ФЁДОРОВ, актер:
– Мне никогда не приходилось стоять внутри симфонического оркестра и оттуда слушать эту прекрасную музыку. Сегодня для меня праздник. Потому что когда я там стою, я слышу каждый инструмент в отдельности и оркестр целиком, это создает такие вибрации, что они залетают в душу, «забирают». Музыка, по-моему, это высшее, божественное искусство. Она затрагивает совершенно другие, тонкие вещи, действует через подсознание. Это было безумное счастье для меня – исполнить сказку с оркестром.
Александр ЗАНОРИН, дирижер:
– У нас всё получилось. Поэзия была пропитана музыкой. Музыка обогащала слово. Вы, наверное, почувствовали настоящее ансамблевое исполнение, когда все были объединены в творческом порыве. Мы смогли – и оркестр, и драматические артисты – погрузиться в стихию поэзии и музыки.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №39 (392)
Автор статьи: Ирина КРАЙНОВА
Рубрика: Афиша