Осень, Пушкин, модерн
Интересная выставка открылась в литературном музее Константина Федина под названием «Дохнул осенний хлад…». Все три «болдинские осени» Пушкина – признанный взлет его гения – представлены здесь уникальной экспозицией из фондов музея и из отдела редких книг научной библиотеки СГУ. Где бы еще нам удалось увидеть прижизненное издание «Сказки о золотом петушке»? Или, скажем, одиннадцатитомник поэта, изданный сразу после его смерти? Или не спеша рассмотреть давно уже ставшие классическими иллюстрации Бенуа, Врубеля, Билибина к пушкинским произведениям?
«Золотого петушка» и стихи Андрея Дементьева о дуэли Пушкина вдохновенно прочла мастер художественного слова, заслуженная артистка России Инга Мысовская. Студенты театрального института консерватории почитали пушкинскую лирику. Казалось, что действо происходило в самом Болдине. Крупные, выразительные художественные фотографии Алексея Леонтьева на экспозиции позволяют заглянуть в самые дальние и укромные уголки родового имения Пушкиных.
Здесь и скромный дощатый забор усадьбы, и печальная часовенка на взгорке, и белая красавица церковь, стройной лебедью взметнувшаяся к холодному синему небу осени. Вместе со своей женой, замечательной саратовской художницей Натальей Леонтьевой, фотохудожник побывал в Большом Болдине золотой пушкинской осенью и привез большую серию фотоэтюдов. А Наташа написала цикл акварелей, где вымысел и реальность сплелись в прихотливом узоре. Она в совершенстве владеет техникой размывки, и ее тонкие, нежные пейзажи с «улетающим» абрисом Натали (Пушкин в Болдине еще «жениховствовал» и только вздыхал о своей прекрасной «мадоне») и самого Александра Сергеевича трогают душу печалью. Мотив горбатого мостка звучит рефреном, являясь нам в различных ракурсах и разной цветовой тональности.
А в Радищевском музее продолжается цикл юбилейных выставок. Новая посвящена 150-летию изящнейшего из художников модерна – Альфонсу Мухе. Прагу называют городом алхимиков, чернокнижников, поэтов, писателей и художников. На его улицах и по сей день можно увидеть все основные стили европейского искусства: готику, Ренессанс, барокко, модерн. А модерн – это и есть Муха. Во всяком случае, он самый характерный его популяризатор, создавший непревзойденные образцы стиля. Это стиль женщин и цветов. «Томные барышни, королевы, принцессы,…прекрасные богини плодородия, скорее Ева, нежели темная искусительница – страстная Лилит, окутанные водопадом прихотливо изогнутых кудрей, драпировок и цветов» – все это мы увидели на очередной выставке «Графический альбом» в историческом здании нашего художественного музея.
Наибольшую известность чешскому мастеру принесли афиши и рекламные плакаты. Когда Муха сделал первую афишу для Сары Бернар, богини театрального Парижа, он проснулся знаменитым буквально на другой день.
В коллекции Радищевского музея три афиши, выполненные Мухой в парижский период. В том числе и та, самая ранняя – «Жисмонда». «Лорензаччо» создана для спектакля по пьесе Альфреда де Мюссе, «Самаритянка» – к постановке драмы Ростана, где главные роли тоже исполняла Сара Бернар.
Муха писал цветы и природу сериями декоративных панно «Сезоны», «Цветы», «Искусства», «Месяцы», «Драгоценные камни», «Звезды». Большого размера, но изданные небольшим тиражом, на шелковой бумаге, они были великолепны. Женщина в волне волос, среди изысканных линий (модерн не терпит углов) и прихотливых цветов стала символом самого причудливого века в архитектуре и искусстве, его брендом. Все подражали Мухе, но он до сих пор неподражаем. Наш замечательный музей извлек из своих обширных запасников эти сокровища и дал нам возможность ощутить живую прелесть эпохи настоящего модерна (а не того, что под этим словом понимают современные рекламщики).
Вы всегда забываете, как решать уравнения, не помните, как пользоваться матрицами, а формулы для вас вообще темный лес? Теперь решение задач по математике можно доверить интернету. |
---|
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №43 (396)
Рубрика: Афиша