Яндекс.Метрика

Язык до Далласа доведет

Язык до Далласа доведет

Десять преподавателей английского языка из Саратова и области побывали на стажировке в Америке. Поездку организовало Саратовское отделение Российского фонда мира при поддержке Ассоциации преподавателей английского языка (SELTA). Проект осуществлялся под патронатом губернатора Павла Ипатова, благодаря чему был профинансирован и реализован в полном объеме.

В делегации, которая посетила город-побратим Саратова – Даллас (штат Техас), в равной степени были представлены преподаватели вузов, колледжей и школ. На отчетной конференции они дружно благодарили устроителей такой нужной и полезной поездки, и особенно – главу региона. Вспоминали даже статью губернатора, опубликованную накануне Дня учителя, в которой тот особое внимание уделил проблеме преподавания иностранных языков – дескать, учителя должны в первую очередь побывать в странах, чьи государственные языки преподают молодежи. Без этого добиться от учащихся качественного знания языка невозможно. Губернатор был последователен – с его помощью в этом году такая поездка состоялась.

Впечатлений привезли с собой море. А еще – конспектов, контактов, методических материалов, свежих идей и представлений о новейших обучающих технологиях. Опыт этой поездки теперь будет обобщаться и распространяться в самых разных формах и по самым разным каналам. Сегодня о впечатлениях и планах рассказывают сами участники поездки.

Ольга Горпиненко, заместитель председателя правления Саратовского областного отделения международного общественного фонда «Российского фонда мира»:

– С Далласом мы сотрудничаем уже 17 лет. Это один из пяти городов-побратимов Саратова. Участники поездки отбирались на конкурсной основе. Проект стартовал в феврале. Во всех его этапах принимали участие в качестве наблюдателей и консультантов американские гости Саратова. В финальной части конкурса (презентации, мастер-классы) участвовали 155 преподавателей английского языка из Саратова и области. Лучших отбирала американская сторона, но наши мнения абсолютно совпали. Ведь это был уже труд не одного года, и все, кто наиболее активно работал в наших проектах, были вправе рассчитывать на успех. Только в прошлом году мы выдали 187 сертификатов о переподготовке, в нынешнем году – 152. Для каждого преподавателя это весомый аргумент в портфолио для получения высшей квалификации.

Принимающей организацией был побратимский комитет Далласа. С первого дня члены делегации общались только на английском языке, даже во время экскурсий.

Галина Лашкова, доцент кафедры английской филологии СГУ, президент Саратовской Ассоциации преподавателей английского языка (SELTA):

– Стажировка проходила в рамках научно-практической конференции, посвященной методике преподавания английского языка как иностранного на базе Ричланд Колледжа. Здесь учится много иностранцев, в особенности выходцев из юго-восточной Азии. Отдельное заседание проходило в Южном методистском университете. Еще в течение нескольких дней мы посещали только школы.

В Ричланд Колледже и в Южном методистском университете мы выступали с презентациями, делились своими наработками, знакомились с их опытом. Иногда сидели со студентами и просто выполняли задание, которое давали им преподаватели.

Главной целью наших контактов было глубинное погружение в язык, плюс знакомство с новыми технологиями, методиками преподавания. Мы должны были показать и то, что умеем сами. Очень важной частью нашего общения был страноведческий аспект. Нам даже подарили специальный словарь человека, живущего в Техасе.

С нового года попробуем запустить совместно с кафедрой мировых языков Ричлад Колледжа проект на основе новой методики преподавания английского языка как иностранного. У них наработан приличный опыт, но и нам тоже есть чем поделиться. Между прочим, наши американские коллеги иногда не верят, что наши ученики не учились нигде, кроме России, да еще в Саратове, а не в Москве, не в Петербурге. Такой высокий уровень они демонстрируют.

Тамара Спиридонова, заведующая кафедрой английского языка Педагогического института СГУ:

– Опыт таких стажировок помогает нам расти профессионально, причем скачкообразно. Ведь это совсем не одно и то же – принимать людей у себя, слушать о том, как организована система образования, и быть там, погружаться в эту систему самим. В целом мы убедились, что очень хорошо преподаем английский язык. Теперь благодаря богатому опыту Фреда Ньюберри, куратора наших проектов от Ричланд Колледжа, мы будем активнее внедрять методику дистанционного преподавания. Уже с сентября мы начали работать с учителями области. На очереди совместный on-line проект – будем готовить электронное пособие по культурам мира. Похожий опыт у нас уже был. Очень важно, что над этим проектом будут трудиться молодые люди. Это открывает перед ними уникальную возможность узнать не только культуру другой страны, но и глубже понять собственную. В Ричланд Колледже один лаосец на занятии спросил нас: а вы знаете, где находится Лаос? Какая гордость осветила его, когда мы сказали, что знаем!

Сергей Семериков, преподаватель Вольского педагогического колледжа:

– В аэропорте на контроле меня спросили: вы когда уехали из Америки? Да я сюда еще не приезжал… Почему так хорошо знаете язык? Учили. Где? В Саратовском госуниверситете. А где это – Саратов? Пришлось искать родной город на маленьком сувенирном глобусе. Я был горд за то, как меня учили языку в университете!

В Ричланд Колледже все были сосредоточены на приеме саратовской делегации – это было лучшей демонстрацией качественного изменения политической и экономической обстановки. Здесь за последние несколько лет в два раза выросло число детей, желающих изучать русский язык! А ведь образование в Америке не бесплатное. Что мы привезли с собой из поездки? Новые стандарты и стремление к компетентностному подходу в методике обучения. Не просто знать язык, а понимать, в каком деле он будет тебе полезен. Мы уже начинаем учить студентов в режиме видеоконференций с американскими партнерами. При этом все они – и учащиеся, и преподаватели – ощущают себя частью современного, глобального, поликультурного мира.

Ольга Батушанская, завуч саратовской школы №37:

– Мы привезли с собой много методической литературы и наработок, которые мы будем обсуждать с учителями. Некоторые уже реализуем. Внутри школы прошел семинар по стандартам второго поколения, учителя давали открытые уроки, показывали, как они будут использовать эти стандарты на практике.

В сентябре мы приняли участие в еще одном проекте фонда мира: представили минутный ролик, записанный на обычный телефон. Ведь не все в Саратове знают, что Даллас наш город-побратим. Наши воспитанники создали в школе уголок Далласа и подготовили его презентацию. Это не первый опыт. В свое время двое наших учеников победили в конкурсе на создание электронной энциклопедии «Саратов от А до Я». На каждую букву подбиралась местная достопримечательность, некая культурная доминанта области. Энциклопедию торжественно передали в Даллас.

Кстати

В 2007 году в газете «Richland Chronikle» вышел материал о сотрудничестве Саратовского госуниверситета с Ричланд Колледжем. Ее автор писал, ссылаясь на мнение Фреда Ньюбери: «Несомненно, процесс образования важен, но содержание – не главный аспект новых занятий. Мы пытаемся сконцентрироваться на самом процессе дискуссии, ведь именно это самое ценное. Нужно сделать все возможное, чтобы расширять наши знания об окружающем мире».

Вы решили записать своего ребенка на курсы английского для детей. Подойдите к выбору учебного учреждения со всей ответственностью, ведь в процессе преподавания иностранного языка для детей и взрослых используются разные методики!


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №46 (399)
Автор статьи:  Алексей МАКСИМОВ
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: