Выше неба
С 1 июня во всех крупнейших авиакомпаниях введена система электронных билетов (e-tickets). Новшество упростит жизнь как пассажирам, так и авиаперевозчикам. Во-первых, такой билет нельзя потерять или украсть – основная информация надежно сохранена в электронной базе авиакомпании. Во-вторых, на регистрацию можно прийти только с паспортом. Электронные билеты позволят авиаперевозчикам сократить расходы до $9 на пассажира.
Рекомендации по e-tickets были сформулированы IATA (Международной ассоциацией пассажирских перевозок). В организацию сейчас входят крупнейшие воздушные перевозчики мира. Поэтому систему электронных билетов небольшие авиакомпании России в ближайшее время не введут. Ее внедрение дело добровольное для каждого конкретного перевозчика.
Однако, по мнению генерального директора ОАО «Саратовские авиалинии» Александра Бокова, рано или поздно e-tickets придут и к нам – у них серьезные перспективы. Билет на самолет можно будет приобрести, не выходя из офиса. Электронные базы данных позволят компаниям отслеживать постоянных клиентов и учитывать пожелания каждого конкретного пассажира, вплоть до выбора еды и напитков во время полета. Кроме того, увеличится пропускная способность аэропортов.
Однако пока есть ряд нерешенных вопросов. А именно – при введении этой системы у авиаперевозчиков выпадает бланк строгой отчетности, что пока неприемлемо для налоговой службы. Законодательство в данной сфере еще не отрегулировано.
Да и оборудование для e-tickets очень дорогое – не каждая авиалиния может его купить. Кроме того, необходимо обучить сотрудников работать с электронными базами данных, провести тестовые рейсы, что тоже затратно.
– Если в мире активно пользуются электронными билетами, то в нашей стране ни в одной из авиакомпаний система пока еще не введена полностью, – подчеркивает Александр Боков, – тем не менее работа по внедрению электронного билетооформления в «Саравиа» ведется, и в конце этого года планируется проведение тестовых продаж.
В среднем, обычный бумажный бланк билета обходится в 100–150 рублей с учетом выплат агентам по продажам. E-tickets позволят скинуть со стоимости только эту сумму. Между тем с начала этой недели перелет в Москву из Саратова по расценкам «Саравиа» обходится клиенту компании уже в 5850 рублей. Понятно, что сравнительно небольшая сумма затрат на бланки для большинства пассажиров окажется незаметной.
Основная цена билета более чем на 50% формируется из стоимости авиатоплива, которая, в свою очередь, находится в прямой зависимости от роста или падения цен на нефть.
– С сентября по май керосин подорожал на 70%, – отмечает гендиректор ОАО «Саравиа». – Мы же за этот период подняли тарифы только на 30%.
Сейчас за тонну топлива для самолетов перевозчик платит 35 000 рублей, а на перелет из Саратова в Москву уходит 4–4,5 т. Между тем местная авиакомпания осуществляет рейсы и на более дальних направлениях, например в Сургут. И пассажирская загрузка далеко не везде бывает полной.
– По поводу роста цен на «черное золото» у меня мрачные настроения, – говорит Александр Боков. – На мой взгляд, 135 долларов за баррель – это мыльный пузырь. И весь этот ажиотаж вокруг нефти создан биржевыми спекулянтами искусственно. Экономических предпосылок для такого резкого скачка цен нет. Может быть, тут замешана некая международная политика, но отражается она на нас с вами.
Конечно, сказывается это и на рентабельности авиаперевозок. При доходе в 995 млн. рублей в год, чистая прибыль «Саравиа» составляет всего 16 млн. Все остальное уходит на налоги, аренду аэродрома, заработную плату сотрудников, топливо и техническое обслуживание самолетов. Вдобавок в любой компании, использующей ЯК-42, самолет проходит капремонт через каждые 10 тыс. часов налета. По времени этот процесс занимает около полугода и является крайне затратным. В расходы следует включить и тренировочные полеты – каждый пилот обязан осуществлять их, чтобы не терять навыки.
В принципе, проблему рентабельности можно решить за счет повышения класса аэропорта и использования экономически более эффективных воздушных судов. Но в данный момент это технически невозможно. Самый тяжелый самолет, который способен принять саратовский аэродром – ЯК-42. В сравнении с американскими «Боингами» он невелик.
Сейчас саратовский аэропорт занимает 223 га. При нынешнем его расположении на горе возможностей для дальнейшего развития нет.
– Если на наш аэродром сядет «Боинг», Саратов лишится «Молочки», – шутят сотрудники аэропорта.
Правительство области в течение последних лет решает вопрос строительства нового аэропортового комплекса. В 90-х годах планировалось даже, что он расположится на месте энгельсской военной базы. Но если раньше все ограничивалось словами, то сегодня дело сдвинулось с мертвой точки.
Как говорит министр по развитию транспортного комплекса Саратовской области Сергей Шейкин, в прошлом году из регионального бюджета были выделены средства на поиск площадки под новый аэровокзал. Его строительство запланировано в районе пос. Сабуровка. Несмотря на то что участок находится в правобережье, известном своими коварными холмами и оврагами, министр заверил: место идеально подходит для аэровокзала. Там возведут аэропорт площадью 380 га с перспективой дальнейшего развития.
– Это будет аэропорт международного класса, способный принять самые тяжелые воздушные суда вплоть до «Боингов», – рассказывает Шейкин. – Но чтобы он появился, необходимо пройти ещё несколько этапов. Во-первых, следует разработать обоснование инвестиций. Из федерального бюджета на эти цели выделено 50 млн. рублей. Проектную организацию, которая займется подготовкой обоснований, выберут по конкурсу. После того как положительное заключение будет вынесено – будет дан старт строительству аэропорта.
В нынешней ситуации, когда «Саравиа» является монополистом на саратовском рынке авиаперевозок, снижения цен на билеты, скорее всего, не произойдет. Этому не поможет даже введение электронных билетов. Строительство нового аэропорта позволит работать по иному принципу: авиакомпании – отдельно, аэровокзал – отдельно. Здоровая конкуренция будет стимулировать авиаперевозчиков к поиску оптимального баланса между тарифами и качеством услуг.
Кстати
Авиаперевозки пользуются в мире все большей популярностью. Ежегодный мировой прирост количества пассажиров воздушного транспорта составляет 7%. В РФ этот показатель значительно выше. Каждый год ещё 20% жителей страны в качестве способа путешествовать выбирают воздушные суда общероссийских и региональных компаний. При этом несколько сдерживают рост слишком высокие цены – не все наши соотечественники могут купить билет. По статистике авиаполеты – достаточно безопасный вид передвижения.
Вы никогда не задумывались о том, почему цены на одно и то же направление разнятся даже в одной авиакомпании? Все просто: чтобы купить более дешевые авиабилеты, нужно запланировать свое путешествие на те рейсы, которые продаются по меньшей цене. |
---|
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №20 (280)
Автор статьи: Полина ПШЕНИЧНАЯ
Рубрика: Экономика/Бизнес