Яндекс.Метрика

Закупки становятся прозрачнее

Закупки становятся прозрачнее

Правительство области на днях утвердило «Регламент проведения открытого аукциона в электронной форме на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Саратовской области».

Вот уже третий год в структуре облправительства работает комитет по координации и контролю закупок для государственных нужд области. Работники комитета обеспечивают методическую поддержку заказчиков, потому как закон, по которому осуществляют закупки, достаточно сложный, процессуальный, то есть расписывает все процедуры детально.

По мнению заместителя председателя комитета Сергея Бобылева, закон довольно суров по отношению к его нарушителям. Штрафные санкции за нарушения должностным лицом отдельных положений закона, связанных с неправильным выбором победителя конкурса, несвоевременным опубликованием информации, составляют от 30 до 50 тысяч рублей.

Сотрудники комитета осуществляют мониторинг всей информации о закупках, которую обнародуют заказчики. (На сегодня в области работают более 600 заказчиков, это органы власти и их подведомственные учреждения.) Мониторят, в частности, на предмет коррупционной составляющей. И уже на этом этапе все негативные моменты устраняются.

Ведется анализ уже произведенных закупок, оценивается эффективность проделанной работы, составляется реестр государственных контрактов Саратовской области. В прошлом году было зарегистрировано более семи тысяч госконтрактов, ведется учет их исполнения. На сайте размещен большой список недобросовестных поставщиков. Всегда можно свериться с ним, прежде чем поставить под контрактом подпись.

В прошлом году началась работа по созданию единого информационного пространства в губернии и внедрению автоматизированной информационной системы «Госзакупки». Посредством единого информпортала система объединяет заказчиков, которые публикуют свою информацию на официальном сайте правительства области. Здесь работает контрольный орган. И в этой же системе работают зарегистрированные на электронной торговой площадке поставщики. Продукты питания, медикаменты, оргтехника, работы по капремонту – вот основной перечень товаров и услуг, разыгрываемых на электронном аукционе. Но закупаются таким же способом автомобили, хозяйственные препараты, цветочная продукция, книги и т.д.

В прошлом году электронные торги были представлены как пилотный проект, который проходил обкатку на четырех министерствах. Проведено 23 аукциона на сумму 14 миллионов рублей. Сэкономлено 2 миллиона рублей. В текущем году только за первые пять месяцев состоялось порядка четырехсот электронных аукционов на сумму более 200 миллионов рублей. Сэкономлено 48 миллионов рублей.

Чем хороши электронные аукционы помимо явной экономической выгоды? Торги проходят в реальном времени на официальном сайте правительства области. То есть любое заинтересованное лицо, представляющее заказчика, поставщика или общественность, может видеть ход проведения аукциона и кто из поставщиков какую запрашивает цену. Побеждает, разумеется, тот, кто предложит наименьшую цену. Если в течение часа никто из других поставщиков эту цену не перебивает, торги объявляются закрытыми.

Заказчик никакого участия в процедуре выбора поставщика не принимает, что абсолютно исключает так называемый человеческий фактор. Этот самый фактор далеко не всегда является синонимом коррупции. В большинстве случаев ошибки носят технический характер, однако наказывают рублем всех в равной степени, поэтому теперь, когда у заказчика есть выбор между открытыми торгами и электронными, он чаще предпочитает второй вариант. Поскольку здесь гораздо труднее ошибиться.

Такая система неизбежно делает торги более прозрачными. Учитывая простоту электронных аукционов, а также отсутствие необходимости куда-то приезжать и привозить документы, в электронных торгах принимает участие гораздо больше поставщиков. Среднее число участников электронных аукционов приближается к четырем, тогда как на обычных торгах или открытых конкурсах сей показатель составляет 2,1–2,2. Выше конкуренция, соответственно ниже итоговая цена. В среднем стартовая стоимость лота падает на 20–23 процента. (На открытых торгах экономия составляет чуть больше восьми процентов.)

На электронной площадке зарегистрировано уже более 450 поставщиков. Для того чтобы участвовать в торгах, поставщику достаточно один раз зарегистрироваться на сайте и представить в комитет пакет документов. Регламент регистрации находится в общем доступе на официальном сайте. Время от времени необходимо предоставлять в комитет выписку из реестра юридических лиц. Чтобы на Московской, 72 были уверены, что в торгах принимает участие реальная фирма, а не шутник-хакер.

В прошлом году в рамках определения рейтинга прозрачности закупок саратовский сайт занял пятое место среди аналогичных порталов всех регионов страны. В сотню лучших вошли пять сайтов муниципальных районов области. Дело в том, что аналогичные сайты по госзакупкам работают во всех 42 муниципальных районах губернии.

На минувшей неделе председатель комитета по координации и контролю закупок для государственных нужд области Людмила Жданова побывала на международном форуме по развитию системы госзакупок. Саратовская область вошла в десятку регионов, где наиболее активно и эффективно используются электронные торги.

Планы на будущее – полный переход на безбумажную систему госзакупок. Поставщики смогут представлять весь пакет документов в электронном виде. В ближайшие три года такой переход осуществится.

Осталось сообщить адрес сайта Госзаказа области – www.goszakaz.saratov.gov.ru

Павел ИПАТОВ, губернатор Саратовской области:

– Сегодня основная задача регионального правительства – создать условия для минимизирования коррупции, прежде всего в сфере госзакупок. Сегодня во взаимоотношениях с гражданским обществом главное – прозрачность, открытость. И я считаю, что мы сегодня имеем волю для того, чтобы коррупции на территории Саратовской области эффективно противодействовать.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №19 (279)
Автор статьи:  Сергей ДЕЖНЕВ
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: