Яндекс.Метрика

Последний год эксперимента

Последний год эксперимента

Со следующего года единый государственный экзамен (согласно поправкам в федеральные законы об образовании и высшем и послевузовском профессиональном образовании в части проведения ЕГЭ) будет введен на всей территории России как единственная форма итоговой аттестации после окончания школы. Это предполагает сдачу всех предметов школьной программы в форме ЕГЭ: русский язык и математику в качестве обязательных дисциплин, остальные 11 предметов – по выбору.

Готова ли страна к выходу из режима эксперимента и «узакониванию» данной формы аттестации, учитывая, что в течение восьми лет (в некоторых регионах апробация ЕГЭ началась с 2001 года) общественность яро дискутирует на данную тему, а без скандалов и «ошибок» практически не обходится ни одна «выпускная» кампания? Пытаться рассуждать об этом уже бессмысленно: с 1 января 2009 года все противники ЕГЭ столкнутся с неотвратимой реальностью, и любые разговоры на тему «за» и «против» автоматически перейдут в разряд лирики. Уже в прошлом году министерство образования Саратовской области четко продекларировало свою позицию: «Дискуссия неуместна, закон принят, и мы обязаны его исполнять».

Благие намерения, лежащие в основе введения ЕГЭ, – создание равных условий поступления вне зависимости от доходов родителей абитуриентов и удаленности школ от выбранного вуза, тем не менее не позволяют избежать перманентной полемики. Другое дело, что состав участников дискуссии за последнее время изменился. Родители, выпускники и учителя смирились и приняли новые правила игры как данность. Продолжают участвовать в спорах политики и представители высшей школы. Первые до недавнего времени использовали тему ЕГЭ в качестве способа собственного позиционирования в федеральном Парламенте, вторые преследуют сугубо профессиональные цели. Для вузов форма единого экзамена, предусматривающая безличный подход к абитуриенту, заведомо некомфортна в своей однобокости. Но государственный подход к вопросу аттестации выпускников отменил возможность активного противодействия установленной системе. Свидетельство – согласие МГУ, жесткого и многолетнего противника эксперимента, с этого года осуществлять прием по результатам ЕГЭ.

Рособрнадзор сообщил, что школьные выпускные экзамены, проходящие в форме тестирования, в 2008 году сдвигаются на более ранний срок: первый ЕГЭ 11-классники всех субъектов федерации сдают 16 мая, а последний – 4 июня. В Саратовской области аттестация начинается с ЕГЭ по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, а завершается 29 мая экзаменом по русскому языку. Тогда как в прошлом году выпускные экзамены в конце мая только начинались. Это первое новшество, с которым столкнулись выпускники 2008 года. Для многих регионов на 10 дней раньше отзвенят и «последние звонки». Также «ЕГЭ-свидетельства» должны быть выданы не 25 июня, как в прошлом году, а 15-го. Сертификаты, кстати, отныне не пересылаются из Москвы, а печатаются на местах, что исключает задержку с их выдачей. Это нововведение, видимо, стало результатом «разбора полетов». Вспомним, сколько шума наделала прошлогодняя вступительная кампания – тогда во многие регионы сертификаты пришли с опозданием, а без свидетельств вузы не принимали документы абитуриентов.

Следующий положительный шаг – введение новых дополнительных предметов. Если в прошлом году помимо обязательного ЕГЭ по русскому языку можно было выбрать тестирование по обществознанию, географии и биологии, то теперь прибавились физика и информатика. Но эксперты усматривают в данном моменте и определенный негатив. Заключается он в слишком резком переходе от 6 предметов по выбору к 13 обязательным. Зачем в течение нескольких лет эксперимента топтаться на двух-трех предметах, вместо того чтобы год от года наращивать обороты и поступательно адаптироваться в новой системе оценки знаний?

Отдельной проблемой стал ЕГЭ по математике. Он в нашем регионе так и не введен, хотя востребован частью выпускников. Совет ректоров вузов Саратовской области, с которым идет согласование предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ, не заинтересован в экзамене по математике, ведь тогда многие высшие учебные заведения лишаются альтернативной формы вступительного экзамена. В результате саратовские школьники могут столкнуться с перспективой сдавать ЕГЭ по математике во вторую – вузовскую волну, что так или иначе ставит наших выпускников в невыгодные условия по сравнению с другими регионами, где сдается этот экзамен.

Теперь результат ЕГЭ будет действителен два года. То есть абитуриент, не зачисленный в вуз, при повторном поступлении может использовать сертификат выпускного ЕГЭ. И это новшество можно назвать спорным: с одной стороны, определенный психологический комфорт для абитуриента, с другой – некая профанация. По истечении года знания, получившие фиксированную оценку на период выполнения теста, лишь с поправкой можно назвать реальными.

А вот бесспорным достижением при работе над ошибками прошлых лет стало введение индивидуальных контрольно-измерительных материалов. Если год назад на Саратовскую область, к примеру, высылалось два десятка вариантов КИМов, то теперь их будет 20 тысяч, и фактически каждый выпускник получит свою комбинацию заданий. Такая перестраховка потребовалась после нашумевшего прошлогоднего скандала, когда выпускник из Санкт-Петербурга выложил в Интернете накануне ЕГЭ решенные варианты КИМов, взломав базу данных. Отныне повторяемость вариантов сводится к нулю. А значит, любая попытка огласить так называемые «ключи» к КИМам за день до сдачи ЕГЭ исключена.

И еще один корректив, внесенный разработчиками ЕГЭ в 2008 году. Теперь абитуриент, при переводе результатов в пятибалльную систему получивший двойку, будет иметь возможность пересдать экзамен в июле – второй волной. Расслабит ли ученика на первом этапе появившийся вариант исправления оценки, усложнит ли саму процедуру ЕГЭ, очень скоро станет понятно. В любом случае данная мера выпускниками будет воспринята с оптимизмом.

Но накануне введения обязательного ЕГЭ остаются проблемы, обозначившиеся за годы эксперимента. Разработчики новой системы аттестации, во главу угла изначально ставившие задачу борьбы с коррупцией, замечают, что в некоторых регионах, в частности кавказских республиках, прослеживается коррупционное начало. Приезжающие оттуда дети имеют блестящие результаты, но, поступив в вузы, после первой сессии отчисляются за неуспеваемость. При этом эксперты утверждают, что «коррупциогенность ЕГЭ на порядок ниже, чем традиционных вступительных экзаменов. И единственная форма нарушений, которая существует сегодня, – коллективный сговор комиссии, которая проводит ЕГЭ, коллектива школы и учеников». Как сообщил в интервью бывший глава Рособрнадзора, вице-президент РАО Виктор Болотов, сейчас готовятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым людям, уличенным в этом, запретят преподавать в школе.

Для работников системы высшего образования тема дополнительной оценки знаний выпускников наряду с результатами ЕГЭ по-прежнему является дискуссионной. Сегодня «бонусами» при поступлении в вуз остаются победы на олимпиадах и конкурсах, но в перспективе перечень критериев будет расширен, что позволит дать целостную характеристику конкретному выпускнику. Но и здесь очень важно сохранить «чистоту эксперимента».

Главной сложностью для школьников, получивших среднее образование, остается вопрос поступления в престижный вуз. В столичных университетах индивидуальная шкала проходного балла. И «пятерка» по ЕГЭ при выходе из лицея или гимназии отнюдь не тождественна отличной оценке, например, в МГУ. Системы высшего и среднего образования в данном случае отнюдь не едины.

Комментарии

Игорь ОСТРОУМОВ, проректор по научно-исследовательской работе СарИПКиПРО, с 2004 по 2006 год председатель конфликтной комиссии ЕГЭ:

– Отрицательная тенденция, с которой мне приходилось сталкиваться на протяжении трех лет работы в комиссии, – это стимулирование родителей к подаче апелляций по результатам ЕГЭ со стороны школьных учителей. Между тем педагоги должны знать, когда целесообразно подавать апелляцию. Например, если часть «С» по русскому языку выполнена хорошо, а ответы в частях «А» и «В» никуда не годятся, нужно бить тревогу. В этом случае учащийся мог ошибиться при заполнении бланка, неправильно указав номер варианта. Но если результат ЕГЭ не совпадает с годовой оценкой по предмету в школе, это не повод обращаться в конфликтную комиссию. Второй минус – наше запаздывание с количеством предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ. В комплексном проекте модернизации образования – к его реализации приступило министерство образования Саратовской области – есть показатель: «доля учащихся выпускников, которые сдают ЕГЭ по трем и более предметам». Согласно федеральным требованиям, мы должны довести данный показатель до 10%. Без обязательной математики это сделать нереально.

Михаил ГОРЕМЫКО, заместитель министра образования Саратовской области, председатель государственной экзаменационной комиссии 2008 года:

– Региональное министерство было заинтересовано, чтобы большее количество предметов в этом году сдавалось в форме ЕГЭ и чтобы они были сгруппированы определенным образом. В частности, мы говорили о восьми дисциплинах. Но наша позиция не совпала с позицией Совета ректоров.

Что касается ЕГЭ по математике, то все обращения, которые поступали в министерство и касались желания выпускников первой волной сдавать этот предмет в районах, где такая форма аттестации предусмотрена, нами на сегодня удовлетворены. Связывались с Пензой, Тамбовом, по нашей заявке эти регионы включили в свои базы данных детей из Саратовской области.

Главной проблемой остается крайне низкий уровень подготовки детей и учителей к сдаче ЕГЭ по нескольким предметам в ряде районов области. Далеко не все осознали, что этот год последний в режиме эксперимента.

То, что ЕГЭ начинается раньше, вполне оправдано. В прошлом и позапрошлом годах мы сталкивались с ситуацией, когда дети, особенно те, кто подавали на апелляцию, получали сертификаты позже срока поступления. Эта подвижка должна привести к тому, что все сертификаты будут получены вовремя. Ускорит процесс и то обстоятельство, что свидетельства по ЕГЭ будут выдаваться на уровне субъекта. Есть соответствующие нормативные документы по обеспечению режима контроля и безопасности при изготовлении сертификата.

Кстати, несмотря на то, что экзамены начнутся 16 мая, дата последнего звонка в саратовских школах не переносится.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №15 (275)
Автор статьи:  Алина ЦОДИКОВА
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: