Другой Дали и другие
Хотя юбилейная выставка известного фотохудожника Алексея Леонтьева в Областном доме работников искусств и называется ли¬те¬ратурно-затейливо: «Разговор со временем и с собой», разговор он ведет не только с самим собой.
Леонтьев умеет увидеть человека в момент, когда тот и не думает позировать: увлеченный страстной поэтической строкой актер Филиппенко, или умиротворенный внутренним созерцанием художник Чудин, или замерший у большой воды философ «хвалынского движения» Мошников. Я много работаю в паре Алексеем и знаю, что главная черта его манеры – неторопливость. Насколько он неровен, беспокоен в жизни, настолько в творчестве размерен и вдумчив. Ему как немногим дана счастливая возможность смотреть и видеть.
Он не трещит пулеметом бесконечных кадров, не очень любит «выстраивать» композицию, «украшать» кадр. Как хороший охотник, Лионтьев тихо и молча ждет своего мгновения. Умеет снять модель в нужном ракурсе, выигрышно оттенив достоинства лица, фигуры, не пытается застать человека врасплох. 50 фотографий Леонтьева на персональной выставке – как ступени профессионального роста 50-летнего мастера. Здесь не только портреты великих и известных (а по коллекции деятелей культуры и по уровню ее исполнения он в Саратове первый), но и одухотворенная фотокамерой природа страны и края. Здесь и «бесовские и алые» зори Хвалынска, куда он часто ездит с женой и дочерью (обе – художницы), и мягкая акварельность Болдина.
Благословенен дар тех, кто может, не сюсюкая, снимать детей и зверей. Леонтьев наделен им в полной мере. Его дети прелестны и с замурзанными физиономиями. Его звери важны и непринужденны, живут своей естественной жизнью. Алексей любит реконструировать эпохи, наряжая фотомодели в кружева и кринолины. Его коричневатые, как бы пожелтевшие от времени фотокартины пользуются такой популярностью, что с выставок иногда даже похищаются. Вернисаж привлек высокий круг друзей фотографа – художников и музыкантов. Наш знаменитый ансамбль «Трио-соната» дал целый концерт с участием голландских друзей Алексея.
А в художественном училище открылась выставка Сергея Кармеева, тоже юбилейная – «Ловец снов», к 50-летию самого автора и 30-летию его творчества. Более 200 работ (с 1980-х годов), большого разнообразия, а также размера, помещены в пяти залах и холле. Портретов на выставке немного, хотя характерный облик режиссера Ивана Верховых очень узнаваем. Автора привлекают городские и сельские пейзажи, натюрморты. И название экспозиции – от самой красивой работы, посвященной знаменитому озеру соли. Она здесь представлена, как и серия «Страна Люкс» – об изысканно старинном Люксембурге (выставка позже отправится в Европу). Кармеев – фотохудожник с европейским именем, он много и выразительно снимает готику средневековья. Современные же здания из стекла и бетона, снятые им с доминатами вертикали, выглядят и стильно и эффектно. Как-то удивительно, на уровне подсознания, чувствует мастер форму и фактуру предмета. Теплое дерево, холодноватый камень, хранящий внутренний огонь металл. Или – белое на белом: в сложной фототехнике, выявляя лишь объемы, создает маленькие шедевры фотохудожник.
В музее-усадьбе Борисова-Мусатова проходит выставка заметной саратовской художницы, также завсегдатая хвалынских пленэров Светланы Осиповой. Называется она звонко, как сама пастельная графика Светы – «Мелодии и тайна Востока». Как утверждают учебники живописи, любая графика вообще выглядит благородно: «Карандашный рисунок, акварель, пастель, печатная и книжная графика – все эти жанры подразумевают камерность сюжета, небольшой формат, строгий отбор изобразительных средств». На выставке представлены две основные серии художницы – зарисовки на базарах и площадях Средней Азии и музыкальный ансамбль на дискотеке. Есть еще, правда, Хвалынск, но больше Востока, с его замедленными в знойный полдень ритмами, с поливной глазурью синих небес, с роскошными золотыми дынями.
В другом зальчике небольшого музея расположились «джазовые» композиции. Здесь тоже все музыкально, но иначе – нет и следа истомы юга. Все напряженно, слито в единой мелодии. Композиции, где художница уходит от всяких подробностей, зачаровывают мелодикой линий: только лицо, инструмент и рука музыканта крупным планом. Аскетичная черно-белая гамма сосредотачивает на главном. Художница Осипова меняется, растет, идет вперед – без оглядки на себя прежнюю.
Выставка, открывшаяся в Радищевском музее, называется: «Дали. Священное послание». Вся экспозиция выглядит непривычно для главного художника-смутьяна XX века, каким мы привыкли считать Дали. Оказывается, он может быть и другим. Не отказываясь от постулатов сюрреализма, его лидер обратился в 1963 году к библейским темам, занимаясь иллюстрированием нового издания Вечной Книги: 105 цветных литографий прибыли в Саратов благодаря арт-директору и генеральному директору «Артгита» из Москвы. Это уже третья выставка из той же коллекции: были библейские сюжеты Шагала, было сопоставление имен Дали и Гойи.
Великий бунтарь оказался не чужд подлинного религиозного чувства. Та же знакомая легкость кисти позволяет ему передавать хрестоматийные образы с необыкновенной «свободой формы, содержания и цвета». Двумя-тремя выразительными линиями или пятнами вписывает художник всадника, фигуру, проступающее за ними лицо. Литографии расставлены по залам, как книжки-раскладушки, несколько затрудняя передвижение и призывая к неспешному рассматриванию и постижению вечных истин под водительством «смутьяна и бунтаря».
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №10 (410)
Автор статьи: Ирина КРАЙНОВА, фото Игоря ЧИЖОВА
Рубрика: Афиша