Яндекс.Метрика

Модернизация

Модернизация
На прошедшем на этой неделе заседании Союза товаропроизводителей и работодателей области подводились предварительные итоги социально-экономического развития области в 2009 году. Разговор был на весьма серьезные темы: не просто, как, например, установить гараж ракушка, а о том, как улучшить экономический и инвестиционный климат в губернии в целом. В заседании приняли участие руководители предприятий и организаций реального сектора экономики области – члены Союза товаропроизводителей и работодателей области.

Губернатор области Павел Ипатов в своем докладе дал оценку итогам экономического года.

«Если говорить об экономике в целом, то по валовому региональному продукту мы имеем рост на 10 млрд рублей. Экономика региона не упала в отличие от наших соседей, у которых есть падение и на 20, и на 25 процентов. Устойчиво развивается сельское хозяйство. Промышленный сектор в начале года «просел» на 22%, но мы уже 7 месяцев имеем рост, и к концу года выйдем на уровень более 90%. То есть промышленность устойчиво выходит из кризиса.

Удорожание кредитных ресурсов, отказ от реализации ряда проектов привёл к снижению привлечённого капитала. Как следствие, упали объёмы строительно-монтажных работ. Но за счёт государственной поддержки мы смогли сохранить объёмы жилищного строительства, сейчас мы имеем рост более 100%.

Упал грузооборот – это связано с проблемами на Приволжской железной дороге. ПЖД из наиболее крупного налогоплательщика регионального бюджета превратилась в структуру, которая неустойчиво работает, сокращает людей и снижает объем платежей в региональный бюджет.

Я хотел бы остановиться на вопросе кредитования реального сектора экономики. Начну с сельского хозяйства. Банкам с этой отраслью стало удобно работать, это действительно так. Сегодня в сельском хозяйстве можно получить кредит по нормальной процентной ставке, кредиты долгосрочные до 8 лет, процентная ставка субсидируется бюджетом.

Это результат проводимой государственной политики. Сегодня сельское хозяйство за счёт чёткой государственной политики превратилось в привлекательную отрасль реального сектора экономики. К сожалению, пока оно еще далеко не конкурентоспособно, если сравнивать с Европой, но улучшения к лучшему налицо. Россия поставила цель в рамках продовольственной безопасности страны уйти от импорта продовольствия, особенно в животноводстве. Мы покупали до 40% импортного мяса, Беларусь «поджимала» нас по сухому молоку. Сегодня ситуация меняется за счет увеличения объемов продовольствия, производимого в России. Выполнение задачи – обеспечить в полной мере население отечественными продуктами, – становится вполне реальной. Кредитами сельское хозяйство обеспечено, даже не всегда выбирает квоты по субсидированию процентной ставки.

Гособоронзаказ – это гарантированный сбыт продукции. Есть определённые документы в Правительстве РФ, которые предусматривают государственную поддержку, в том числе субсидирование процентной ставки. Получить её хотя и сложно, но можно и это продекларировано государством.

Сюда следует добавить также кредитование жилищного строительства, ипотеку, но пока еще не решён вопрос с процентной ставкой и количеством выделенных денег, не проработан до конца механизм. Но решение этого вопроса в ближайшее время будет принято и кредитование жилищного сектора заработает.

Есть еще кредитование малого бизнеса. Поддержке малого бизнеса уделяется намного больше внимания, чем это было раньше. По этому году для Саратовской области выделены квоты в размере 800 млн. рублей, которые сегодня только частично использованы. Конечно, здесь можно говорить, что процентная ставка высоковата – доходит до 14% годовых. Сегодня стоит задача снизить её до 12% и, тогда малый бизнес вполне может в этих условиях кредитоваться.

Вот и всё, что сегодня можно было бы отнести к нормальному кредитованию.

Из присутствующих здесь не все попадают под эти условия. К сожалению, в стране пока нет четких механизмов, ориентированных на развитие крупной промышленности, средних предприятий. Как следствие, нет возможности поддержки процессов модернизации, внедрения высоких технологий. Но Президент России Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному Собранию такую задачу поставил. Уверен, что это будет сделано, и ситуация с кредитованием будет меняться к лучшему.

Да, в кризис выживут сильнейшие, конкурентоспособные. Вы знаете посыл федерального руководства: помогать, в первую очередь, только эффективным. Посыл правильный, он увязан с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию. Но, как быть тем, кто использует старый потенциал, который был создан еще в советское время? Иногда другого просто нет. Импортозамещение должно базироваться на отечественной промышленности, которую надо ещё создавать. Осознание, что нужно ситуацию менять, есть, а эффективных механизмов господдержки и ресурсов пока недостаточно.

Конечно, необходимо менять процентную ставку, чтобы сделать кредит доступным для реального сектора экономики. Действия федерального правительства в течение этого года привели к снижению процентной ставки до 14-17% (сравним, полгода назад было 22-25%), но и это пока высокий процент для долгосрочных кредитов. Это показатель должен быть менее 10% годовых.

Первая схема, которая работает в России – это, когда отдельные крупные инвестиционные проекты на территории РФ кредитуются и под 12 процентов годовых. Это происходит в результате крупных лоббистских устремлений наших олигархов и, как правило, это стратегические проекты, необходимые государству.

Вторая схема – это крупные системообразующие банки, которые профилируются на конкретные отрасли. Это «Сбербанк», «Внешэкономбанк», «ВТБ». Так, например через «ВЭБ» планируется кредитовать крупный проект по производству индейки в Саратовской области на 15-17 млрд. рублей на 5 лет. При этом процентная ставка, приемлемая инвестору, оговаривается заранее. Такие проекты имеют или общегосударственное значение, или реализуются в рамках государственных программ.

Сегодня, к сожалению, действительно нет национальной программы модернизации нашей отечественной промышленности. Но есть программы у крупных государственных концернов, вертикально интегрированных компаний, в которые входят, в том числе и часть наших саратовских предприятий. Этими возможностями нам нужно активнее пользоваться.

Необходимо разработать программу модернизации саратовских промышленных предприятий, максимально учитывая потенциал, заложенный в этих госкорпорациях. Это, прежде всего, предприятия оборонного комплекса. В 2009 году благодаря совместной работе Правительства Саратовской области и предприятий оборонного комплекса, мы получили хороший результат. Годовой объем гособоронзаказа саратовских предприятий был увеличен на 15%, причем в России в целом гособоронзаказ был увеличен на 4%.

Эту совместную работу нужно продолжить дальше, подчинив ее задачам модернизации оборонных предприятий.

Главному управлению Центрального банка России по Саратовской области необходимо больше внимания уделять кредитам реального сектора экономики, не перекладывая свои риски на плечи заемщиков.

В целом, антикризисный план правительства области был выбран правильно. В условиях, когда на территории области не реализовывалось крупных инвестпроектов на сотни миллионов долларов, мы пошли по пути лоббирования загрузки наших действующих предприятий и получили положительный результат.

Видимо, мы вынуждены будем это делать и в условиях будущего 2010 года. Но сегодня ситуация такая, что только на этом выжить нельзя. Мы должны продолжить политику активного привлечения инвестиций, то чем мы занимались предыдущие годы. Тем более что она уже начинает давать результаты. Это, например, завод «Северсталь» в Балаково, в городе, где достаточно сложная экономическая ситуация, где стагнирование уже идет второй год. Реализация этого крупного инвестпроекта все-таки оживит там экономику. То же самое в сельском хозяйстве с проектом компании «Евродона» по производству и переработке мяса индейки.

Это крупные проекты. Но в тоже время мы реализовывали десятки средних проектов. И за это время мы получили, если говорить о докризисном времени, почти удвоение валового регионального продукта: 73 млрд. рублей – 2005 год и 315 млрд. рублей – 2008 год. За это время мы получили утроение нашего регионального бюджета с 22 млрд. рублей до 68 млрд. рублей. И это мы получили за счет того, что в три раза увеличили объем инвестиций, в три раза увеличили объем строительно-монтажных работ. Это все было сделано в основном в отраслях обрабатывающей промышленности, стройиндустрии.

В последнее время возникают рассуждения: Саратовская область в годы, когда были высокие цены на нефть, только за счёт высоких цен на нефть хорошо развивалась. Я скажу, что это абсолютно неправильный посыл. Если говорить о стране в целом, то высокие цены привели к хорошей наполняемости бюджета, потому что 2/3 федерального бюджета формируется за счет нефти и газа. А вот бюджет Саратовской области формируется из отчислений от нефти и газа только весьма не значительно - при этом за последние четыре года этот объем упал с 9 до 6% от всех поступлений. То есть Саратовская область в последние годы развивалась за счет обрабатывающей промышленности и стройиндустрии.

За последние 5 лет в промышленном производстве Саратовской области произошли серьезные структурные сдвиги. Рост производства был обеспечен не сырьевым сектором, а обрабатывающими производствами, т.е. отраслями экономики с высокой добавленной стоимостью. Ведущими отраслями промышленности стали машиностроение и металлообработка, вклад которых в общий объем отгруженной промышленной продукции в 2008 г. составил 18,1%, про¬изводство и распределение электричества, газа и воды - 32% и пищевая промышленность - 18,7%.

Динамично развивалось машиностроение. По производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производству транспортных средств, производству машин и оборудования объем производства увеличился в 2,5 раза.

Именно эти отрасли сегодня дают 26 процентов бюджетных доходов.

Это стало возможным в результате реализации проектов по модернизации и технологическому обновлению производств, грамотной политики по развитию средних промышленных предприятий, которые наиболее быстро начинают давать отдачу.

Именно эта структурная перестройка промышленности в докризисные годы позволила смягчить влияние кризиса на экономику Саратовской области.

Но не следует переоценивать успехи. У нас есть прорывы на десятках предприятиях, есть конкурентоспособные производства. Есть и неэффективные, теоретически они могут погибнуть. Но если за ними стоят тысячные коллективы, то мы их поддерживали, и будем поддерживать.

Но заниматься вопросами модернизации - необходимо. Это наш приоритет».


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №44 (352)
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: