Учителям – достойную зарплату!
В Саратовском государственном социально-экономическом университете состоялся семинар, на котором прошло общественное обсуждение комплексного проекта модернизации образования (КПМО) в губернии.
Как «НВ» уже сообщали, область стала победителем конкурса, являющегося одним из важнейших направлений реализации приоритетного нацпроекта «Образование». В результате уже в 2008 году в регион из федерального бюджета поступит на развитие материально-технической базы школ 291 млн рублей. При этом губерния выделит дополнительно более 3,5 млн для перехода на новую систему оплаты труда педагогов.
На вопросы журналистов о подробностях перехода на новую систему, а также по другим актуальным темам отвечали ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, заместитель председателя областного правительства Наталия Старшова и первый заместитель регионального министра образования Михаил Горемыко.
Как пояснил Адамский, «ключевой принцип КПМО – деньги в обмен на обязательства, которые регион берет на себя». По словам ректора, никакой «обязаловки» по внедрению комплексного проекта модернизации образования в субъектах федерации нет. Тот или иной регион самостоятельно разрабатывает КПМО и, если он утверждается на уровне Москвы, получает дополнительные средства. Краеугольный же камень проектов – увеличение зарплаты учителей.
По новой системе преподаватели будут получать деньги не только за проведенные уроки, как было раньше, но и за внеклассную работу с родителями и детьми.
– Существует четыре основных критерия оценки профессиональной деятельности учителя, – пояснил Адамский. – Первый – это как педагог передает ученикам знания. Второй – как данные знания школьники применяют на практике. Третий – это так называемые «надпредметные» понятия. Школьники должны усвоить такие понятия, как Родина, любовь, вера, семья и т.д. Наконец, четвертый критерий – это общественно-полезный социальный опыт (та же, например, трудовая деятельность). Поощрять учителей следует не только за то, что среди их учеников, например, много отличников, но и за внеклассную работу с детьми.
Сейчас, по словам ректора, регионы находятся на самом трудном этапе реализации проектов: создают специальные регламенты, определяющие качество и результативность работы педагогов.
Как сказал Александр Адамский, возможно, следует в перспективе дополнительно к стандартным документам выпускника общеобразовательных учреждений (справке о ЕГЭ, аттестату) выдавать школьникам свидетельства о достижениях во внеучебной деятельности.
Правда, ректор отметил, что далеко не все педагоги рады нововведениям.
– Я с глубокой грустью должен констатировать, что учительство у нас очень неоднородное, – сказал он. – У нас есть педагоги от Бога, но есть и учителя, которых на пушечный выстрел нельзя подпускать к детям. А таким людям невыгодно введение новой системы оплаты труда.
Несмотря на это, ректор уверен, что самый лучший механизм повышения качества образования – «стимулирование лучших, то есть некоторая дифференциация». На вопрос, как проходит модернизация в других регионах, он ответил, что среди субъектов РФ, выигравших грант, встречаются и «отличники» (Краснодарский край, Тамбовская, Калининградская области), и «двоечники».
– Есть три – пять регионов, в которых вместо введения новой системы оплаты труда просто проиндексировали учителям зарплату. Образно говоря, размазали кашу по тарелке, из-за чего трем регионам уже уменьшили финансирование на 20%, – заявил Александр Адамский.
В свою очередь, Михаил Горемыко сообщил, что «проект не предусматривает ликвидации каких либо образовательных учреждений», если только этого не захочет население. Журналисты поинтересовались, когда и насколько учителям повысят зарплату. Как пояснила Наталия Старшова, с сентября нынешнего года на новую систему финансирования переведут городские школы области (их 375), а с 2009-го – все остальные. Планируется, что средняя зарплата учителя увеличится вдвое, до 15 тыс. рублей. Сейчас же областное министерство образования работает над проектом положения о стимулирующих надбавках.
– Я убеждена, что в апреле этот документ уже будет подготовлен, – заявила замперед правительства, заверив, что проект – не однодневка и труд учителей планируется и в дальнейшем достойно оплачивать.
– Область готова и дальше, не только два года, работать в направлении модернизации среднего образования. Мы просчитали возможности регионального бюджета и сделаем все, чтобы выполнить свои обязательства, – сказала Старшова.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №12 (272)
Автор статьи: Владимир ГРИГОРЕНКО
Рубрика: Образование/Наука