Привет из страны тюльпанов
В этом сезоне саратовская филармония имени Шнитке возобновила столь любимые публикой органные вечера. Закрылись они совместным концертом ансамбля старинной музыки «Трио-соната» и голландских органистов.
В статье «Два слова об органе» знаменитый музыкальный критик Владимир Стасов дал ему такую характеристику: «Этот инструмент есть по преимуществу выразитель глубочайших и могущественнейших стремлений человеческого духа; ему в особенности свойственно воплощение в музыкальных образах и формах стремлений нашего духа к колоссальному и беспредельно величественному; у него одного существуют те потрясающие звуки, те громы, тот величественный, говорящий как будто из вечности голос, которого выражение невозможно никакому другому инструменту, никакому оркестру».
Органисты, которые ежегодно привозит к нам из Европы блестящий гобоист Владимир Скляренко, все как один превосходные музыканты, способные извлечь из этого нагромождения труб «говорящий из вечности голос». Все они играют непревзойденные фуги Баха и произведения современных голландцев. Все замечательно смотрятся в ансамбле с виртуозным трио Скляренко и шаловливо исполняют веселые вещицы. Блюстители классики иногда любят оторваться!
Все было, как всегда, в этот вечер. И Бах, и Вивальди в бесподобном исполнении «Трио-сонаты», которое всегда волнует своей манящей нездешностью. Очень лирично вел концерт главный режиссер филармонии Александр Авдонин. Органист и дирижер из Голландии Пауль ван Хук приехал с женой Еленой Базовой – талантливой органисткой. Они известны саратовцам по совместным концертам с «Трио-Сонатой». Елена – выпускница Казанской консерватории, лауреат Всероссийского конкурса органистов. Она работала преподавателем по классу органа в Астраханской консерватории. С 1998 года живет в Нидерландах, стала главной органисткой храма Сакраментокерк в Бреда, профессором Брабантской консерватории.
Как рассказала мне россиянка, ставшая церковной голландской органисткой, нашим музыкантам свойственна более «концертная» манера игры, чем их голландским коллегам. Играть «по-голландски» учил ее Пауль, когда она приехала туда на выступления. По-детски открытый, очень добрый, эмоциональный, похожий на Бернарда Шоу – он сразу расположил к себе...
Пауль тоже был главным органистом собора, теперь больше занимается своими шестью (!) хорами – церковными и светскими. Обладает чудесной способностью легко схватывать чужую разговорную речь. Он значительно продвинулся в знании русского языка после своего прошлого к нам визита. Две финальные вещи гости и хозяева сыграли блистательным квартетом (плюс Елена Лельчук и Людмила Домбровски). Вдоволь нарезвившись с инструментами (Скляренко с дамами увлеченно звенели в треугольники, трещали в маракасы, били в бубны и барабаны), они исполнили забавную интермедию по поводу окончания органной игры. За спиной играющего Пауля все музыканты тихонько ушли со сцены (игра в церкви идет до последнего посетителя).
Так весело, изобретательно закончился концертный сезон.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №23 (423)
Автор статьи: Ирина КРАЙНОВА, фото автора
Рубрика: Афиша