Жизнь как чудо
Эту премьеру в саратовских театральных кругах ждут с нетерпением. «Выглядки, или Колыбельная для взрослых» – так называется спектакль, который готовят нам студенты 3-го курса театрального факультета Саратовской консерватории имени Собинова (художественный руководитель курса – заслуженный артист России Игорь Баголей, педагог – Любовь Баголей).
Сама тема спектакля впечатляет. Детская смерть и детский суицид – вещи, говорить о которых в «приличном» обществе как-то не принято. Но у Любы и Игоря были свои причины нарушить этот негласный запрет:
– Пока я ходила беременная вторым ребенком, я читала очень много пьес и думала, где же та тема, которая затронет меня, Игоря и которой мы сможем взволновать впоследствии наших ребят, – вспоминает Любовь Баголей. – Тогда-то в мои руки и попали пьесы молодого драматурга из Тольятти Вадима Леванова, которые меня буквально шокировали. Я подумала: если это так «цепляет» меня, то уж студентов «зацепит» точно. К счастью, все так и случилось…
Истории, которые легли в основу спектакля, и впрямь способны шокировать. В пьесе «Раз, два, три» речь о трех девочках, которые кончают жизнь самоубийством, потому что так в свое время поступил их обожаемый Курт Кобейн, солист знаменитой «Нирваны». А в «Выглядках» два мальчика, трех и пяти лет, умирают от голода в закрытой квартире, пока их пьяная мамаша шатается по подворотням. В минуты пьяного угара нерадивая мать обзывала своих несчастных отпрысков нецензурным словом, похожим по звучанию на то, что вынесено в название. А детям казалось, что это ласковое прозвище, которым любимая мамочка наградила их за то, что, ожидая ее возвращения, они часто выглядывали из окна…
Есть в спектакле еще и третья история – про девочку Варьку из известного чеховского рассказа «Спать хочется», сироту, которая душит хозяйского младенца, подписывая тем самым смертный приговор и себе самой…
Авторы спектакля вовсе не считают эти истории «чернухой»:
– Потому что написаны они совсем не для того, чтобы нас напугать, а для того, чтобы заставить задуматься о тех, кто находится рядом с нами, и, в первую очередь, о детях. И не только о своих, но и чужих, которым тоже нужна поддержка... – говорит Любовь Баголей.
Если для Игоря этот спектакль – возможность попробовать себя как режиссер, то для супруги – еще и личное большое «прости» перед старшей дочерью Маргаритой.
– Как и все актерские дети, Рита росла за кулисами, – рассказывает актриса. – А когда она подросла и стала ходить в школу, я была настолько занята, что иногда даже не могла отследить, с кем она общается, где бывает. Известие о том, что у меня будет второй ребенок, стало для Риты огромным испытанием. Ей казалось, что теперь о ней вообще все забудут и будут заниматься только ее новоиспеченной сестренкой. К счастью, Варя объединила нашу семью. Сейчас в связи с ее появлением я чаще бываю дома, и наши отношения с Ритой наладились. Именно она была первой, кого я пригласила на репетицию. Мне хотелось как можно раньше показать ей эту историю про девочек, чтобы она никогда даже не думала о тех ужасах, которые пережили они.
После репетиции Рита подошла ко мне и сказала: «Мамочка, я тебя так люблю!» Это та реакция, которую я мечтаю увидеть и у зрителей. Чтобы подросток, придя домой после спектакля, подошел к маме и сказал, как он ее любит. А мамы и папы обняли своих детей и сказали, что они любят их…
Родить второго ребенка было словно предопределено для Любы свыше. В прошлом году французский режиссер Гуля Мерзоева снимала в Саратове документальный фильм «Шесть дней из жизни Деда Мороза» (с Игорем Баголеем в главной роли, – авт.). И один из сюжетов был о том, как Любовь ставила свечку в церкви. К концу съемок неожиданно выяснилось, что она беременна:
– А надо сказать, что по состоянию моего здоровья этого никак не могло произойти. Позже я пришла в эту церковь снова – Гуля позвонила и попросила узнать фамилию настоятеля, чтобы включить ее в титры. Пока я его ждала, решила поделиться радостью с местной служительницей. «Вы знаете, – говорю, – какое чудо произошло, я беременная!» А она мне: «Ничего удивительного, у нас ведь церковь Рождества Христова…»
Кстати, вся эта история, когда мы сидим на кухне и ужинаем и я говорю домашним о том, что у меня будет второй ребенок, а Рита плачет и говорит, что это невозможно, тоже вошла в фильм. А недавно нам позвонили наши друзья, живущие за границей, и сказали, что 27 декабря наш «Дед Мороз» вышел в эфир сразу в пяти европейских странах – Финляндии, Швеции, Германии, Бельгии и Швейцарии…
Все хорошо, жаль только пресловутые 250 тысяч целковых Игорю и Любе не светят – девочка родилась раньше, чем президентский приказ о материнском капитале вступил в законную силу. Но родителей Варвары это не печалит – они и без того счастливы:
– Благодаря Варьке мы решили свою жилищную проблему – нашли в себе силы взять в долг и выкупить третью комнату в нашей коммунальной квартире. Теперь у нас полноценная трехкомнатная квартира. Появился стимул зарабатывать деньги. Нет же смысла зарабатывать деньги только для того, чтобы есть и одеваться. А вот когда ты растишь ребенка, смысл есть во всем, даже в съемках в сериалах. Жизнь вдруг становится полной-полной!
Сейчас у меня полное ощущение, будто мы с Игорем вернулись в молодость.
P.S. Премьера спектакля «Выглядки, или Колыбельная для взрослых» состоится 30 и 31 января на малой сцене театра драмы им. Слонова.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №3 (212)
Автор статьи: Артем СОСЕДОВ
Рубрика: Афиша