Яндекс.Метрика

СТАНДАРТная ситуация

СТАНДАРТная ситуация

С 1 сентября нынешнего года все школы России перейдут на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для начальной школы. Весь прошлый учебный год часть школ страны вводила стандарт в пилотном режиме, и уже есть первые результаты, которые выявили некоторые плюсы и минусы нововведений.

На заседании коллегии министерства образования Саратовской области министр Гарри Татарков заметил, что национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит перед школьным образованием серьезную цель – создание механизмов для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Новые образовательные стандарты как раз и призваны помочь в достижении этой цели. Заметим, что стандарты ступеней начального и основного общего образования уже утверждены. Для начальной школы в штатном режиме стандарт начнет действовать с 1 сентября. Стандарт для основной школы в пилотном режиме запустят в 2012-2013 учебном году, а с 1 сентября 2013-го он будет реализовываться во всех школах. Стандарт для старшей школы пока в стадии проекта.

Не рыба, но удочка

Сегодня система образования отстает от потребностей времени.

– Возникла необходимость смены глобальной цели, или, как сейчас модно говорить, парадигмы образования, – объясняет методист кафедры управления образованием ГАОУ ДПО «Сар­ИПКиПРО» Светлана Веревко. – В последние годы школа делала упор на знания: ученик был сосудом – знания в него вложили, оценили и отправили с ними в большой мир. А сможет ли он их использовать, никто особо не следил. В качестве примера: прошлой осенью шла волна сюжетов о выпускниках интернатов, которым дали квартиры. Эти дети не знали, где лампочку купить и как газ открыть, поскольку жили в другой обстановке и их не учили бытовым мелочам. Похожая ситуация и с учениками школ: у него пятерочный аттестат, он может любую формулу написать и любую теорему доказать, а дальше-то что? Новый стандарт предполагает, что учитель не только даст знания, но и научит, как их применять. Иными словами, даст не рыбу, но удочку.

«Три Т»

Во ФГОС прописаны требования, которые иногда называют системой «трех Т» – это требования к результатам образования, к содержанию образовательной программы и к условиям обучения. Для начала нужно понять, что мы хотим получить в результате? Нам нужен выпускник, который будет владеть определенным набором знаний, будет уметь их применять, при этом будет обладать правосознанием, будет патриотом и так далее. На основании прогнозируемых результатов выстраивается план работы: содержание программы, методы, технологии обучения. В соответствии с содержанием программы становятся понятны условия обучения: какие имеются, а какие необходимо создавать для того, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность достижения запланированных образовательных результатов.

Образовательную программу разрабатывает сама школа. Учредитель (как правило, это муниципалитет) может принять участие в разработке, регион – внести рекомендации, но давить на школу и регламентировать ее действия никто не имеет права.

– В соответствии с Законом РФ «Об образовании» школа самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует образовательную программу, она же несет основную ответственность за результат, – говорит Светлана Анатольевна. – Но не она одна. Новый стандарт предполагает (и это еще одно нововведение) заключение договора о предоставлении общего образования. Это трехсторонний договор между родителями (законными представителями) обучающихся, образовательным учреждением и его учредителем, в котором прописываются права и обязанности каждой из сторон. И это не просто бумага, которую подшивают в личное дело, а юридический документ. В случае ненадлежащего выполнения условий договора стороны вправе обращаться в соответствующие контрольно-надзорные органы. Главное, чтобы этот договор реально работал.

В пилотном режиме

В 2010/2011 году 124 школы Саратовской области начали введение ФГОС для начальной школы в пилотном режиме. Он показал, что проблемы, естественно, возникают, но их можно и нужно решать. Что это за проблемы? Во-первых, организация внеурочной деятельности: для нее требуется односменный режим работы образовательного учреждения. При организации групп продленного дня в первом классе должно быть помещение, оборудованное под дневной сон, который предусмотрен новыми СанПиН. Городские, в особенности центральные школы страдают от нехватки помещений. У малокомплектных школ, как правило, другая проблема: есть помещения, но нет квалифицированных сотрудников, способных организовать «вне­урочку».

Во-вторых, нормотворческая деятельность образовательного учреждения. Регламентирование образовательного процесса в новых условиях требует обновления и совершенствования нормативно-правовой базы, чему, к сожалению, в школах уделяется недостаточно внимания.

В-третьих, система оценки образовательных достижений школьника (в том числе и по направлениям развития личности), разработанная школой, может не совпадать с системой оценки, принятой в вышестоящих органах. И если «сверху» по-прежнему будут спрашивать только лишь оценку предметных знаний, то и «снизу» сделают упор именно на это. При этом не все чиновники от образования, особенно в муниципалитетах, готовы вникать и активно включаться в организацию образовательного процесса в условиях инновационных пре­образований общества и системы образования.

В-четвертых, в обществе недостаточно масштабно ведется разъяснительная работа по внедрению ФГОС, в результате чего появляются «страшилки» про платное образование и четыре бесплатных предмета, которые кочуют по социальным сетям и вызывают у родителей панику.

Пятая проблема – это подготовка молодых кадров (программы многих педагогических вузов далеки от современных требований к учителю).

Но все эти проблемы решаемы, если ими заниматься. К примеру, в Челябинске педагогический университет тесно сотрудничает со школами, помогая им в разработке образовательных программ. А Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, например, вплотную занимается организацией методического сопровождения процесса введения ФГОС в школах области. Спектр этой работы широк: от организации государственно-общественного участия в образовательной деятельности школы до конкретных насущных вопросов разработки и реализации образовательной программы. В институте разработали примерную программу просвещения о целях и задачах нового стандарта (для работы с родителями), которая может использоваться как отдельным учителем или школой, так и на уровне муниципальной системы образования. Заметим, что программа получила высокую оценку Российской академии образования. Ни в одном регионе РФ подобного пока нет.

– Новый образовательный стандарт – это хорошо! – уверяет Светлана Веревко. – То, как это задумано, просто здорово. Важно, чтобы задумка дошла до исполнителя, не растеряв по дороге весь свой смысл. Самое главное сейчас – всю информацию о реализации стандартов сделать открытой, прозрачной и доступной, а следовательно, понятной каждому.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №26 (426)
Автор статьи:  Полина ПШЕНИЧНАЯ
Рубрика:  Образование/Наука

Возврат к списку


Материалы по теме: