Транспорт: восемь актуальных вопросов
Вопрос безопасности пассажирского транспорта – один из самых острых в современном обществе. Во избежание трагедий требуется слаженная профессиональная работа ответственных структур. О том, что в этом направлении делается в нашем регионе, «Новые времена» спросили министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Ивана Панкова.
– Иван Анатольевич, после того как в Татарстане случилась катастрофа с теплоходом «Булгария», в Саратовской области по поручению губернатора была создана специальная комиссия, которую вы возглавили. Скажите, кто вошел в эту комиссию, какие меры уже предприняты для обеспечения безопасности пассажиров речного транспорта и каковы первые результаты проверок?
– В состав межведомственной комиссии по анализу технического состояния пассажирских судов вошли как представители министерства транспорта и дорожного хозяйства, так и эксперты транспортной прокуратуры, МЧС, государственного морского и речного надзора в сфере транспорта, Приволжского ЛУВДТ МВД России. В первую очередь в рамках работы данной структуры мы проверили все пассажирские суда, которые занесены в речной регистр. Так, на одном из судов, которому на данный момент запрещен выход в акваторию Волги, отсутствовал технологический «пластырь», который необходим для герметизации пробоин, а это прямая угроза безопасности пассажиров. С экипажем ОМ-368 были проведены учения, которые позволили проверить взаимодействие экипажей речных пассажирских судов с диспетчерами и службами экстренного реагирования в Саратовской области. В ходе учений экипаж действовал слаженно, в соответствии с правилами эвакуации пассажиров с тонущего судна и продемонстрировал, что сможет грамотно отреагировать на любую чрезвычайную ситуацию.
Ведется работа по повышению безопасности и с владельцами маломерных судов. Специалисты министерства провели совещание с представителями всех зарегистрированных лодочных баз области на предмет предоставления плавсредств в случае возникновении чрезвычайной ситуации на воде. Благодаря проведенным совместно с представителями ГИМС проверкам на ряде маломерных судов были выявлены такие серьезные нарушения, как превышение пассажировместимости судна, отсутствие средств спасения. Деятельность некоторых пришлось приостановить до устранения недостатков. Большое внимание уделяется проверке сопроводительной документации, дающей право осуществлять навигацию и являющейся, по сути, подтверждением того, что судно проверено специалистами и соответствует всем нормам безопасности. Показательным примером наведения порядка в этой сфере может служить задержание теплохода «Анна», перегоняемого из Самары. У его владельца отсутствовали необходимые документы, а сам теплоход даже не был внесен в государственный реестр, что недопустимо.
Уверяю вас, активизация работы, направленной на повышение безопасности в сфере речного транспорта, не станет разовой акцией. Проверки будут системными. Иначе просто нельзя, ведь все мы понимаем, что беспечность в подобных вопросах может стать причиной трагедии.
Особое внимание мы уделяем мероприятиям по противодействию терроризму. Хочу отметить, что в Саратовской области, одной из первых в России, был создан Координационный совет по обеспечению антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, в состав которого вошли представители органов исполнительной власти области, транспортных и дорожных предприятий, силовых структур.
– Меры по обеспечению безопасности на автотранспорте столь же строги и эффективны?
– Да. Министерство уделяет большое значение обеспечению безопасности пассажиров всех видов транспорта, и автоперевозки – не исключение. Регулярно совместно с представителями УГАДН И ГИБДД проводятся выездные рейды, которые позволяют проконтролировать соблюдение предприятиями-автоперевозчиками и непосредственно водителями правил и требований к пассажирским перевозкам. Объектом проверки является не только техническое состояние транспорта, но и компетентность персонала, соблюдение режима труда и отдыха водителей, регулярность проведения предрейсовых осмотров и так далее. Цель подобных мероприятий – не просто наказать нарушителей, но и стимулировать изменения в лучшую сторону. В частности, именно минтранс выступил одним из инициаторов проведения глобальной проверки на знание правил дорожного движения всех водителей автотранспортных предприятий, подведомственных министерству. Экзамены прошли под контролем сотрудников ГИБДД и показали хороший уровень знаний водительского состава, занятого на пригородных и междугородных перевозках. Подчеркну, что добиться таких результатов удалось благодаря систематическому проведению курсов повышения квалификации на базе учебного центра транспортной отрасли, оснащенного самым современным учебным оборудованием и тренажерами.
– Как часто водители общественного транспорта выходят на маршрут, будучи в нетрезвом виде либо с похмелья?
– К счастью, такие случаи единичны. И если это случается, значит, дает сбой система обязательного предрейсового медицинского контроля, согласно которой ни один водитель не может сесть за руль пассажирского транспортного средства без освидетельствования врача, который несет ответственность за то, что на линию выходят только трезвые водители в хорошем самочувствии.
Если происходит обратное – это результат халатности руководства транспортного предприятия и должно сурово наказываться контролирующими органами. Именно для выявления подобных случаев мы закупили передвижную наркологическую лабораторию и проводим совместно с ГИББД спецоперации по наркоконтролю. Отмечу, что и эта работа носит системный характер.
– Сейчас в регионе идет замена старого подвижного состава на более комфортный и безопасный. Однако на определенных маршрутах по-прежнему действуют старые раздолбанные автобусы. Не пора ли их запретить?
– Согласен, доля старого подвижного состава по-прежнему велика. Запретить его применение мы не можем, зато можем работать над планомерным обновлением. В этом направлении мы и движемся. Несмотря на ограниченность финансовых возможностей предприятий, мы ведем работу по приобретению новых транспортных средств. Так, в 2010 году было приобретено 252 новых автобуса на сумму 90,2 млн руб., в том числе 38 единиц в рамках программы Правительства РФ по обновлению парка автомобильной техники на условиях софинансирования. Исходя из этих показателей нам потребуется 2-3 года, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
– Планируется ли закупка новых трамваев, троллейбусов?
– Серьезное обновление электротранспорта прошло в регионе в 2008-2009 годах, когда было закуплено 154 троллейбуса и 23 новых трамвая. Сохранить такие же высокие темпы обновления регион сможет лишь в том случае, если российское правительство по примеру программы утилизации легковых автомобилей запустит программу по утилизации старых трамваев и троллейбусов. Понятно, что на условиях софинансирования с государством обновлять морально и технически устаревший городской транспорт намного легче.
– С 2011 года на всем общественном транспорте должна действовать система спутникового слежения ГЛОНАСС. Какие возможности она дает для обслуживания населения и как влияет на безопасность перевозок?
– В настоящее время благодаря установленным приборам спутниковой навигации ГЛОНАСС диспетчеры ОАО «Центральная диспетчерская служба» в режиме реального времени получают исчерпывающую информацию о скоростном режиме, о количестве и продолжительности остановок, точном времени выхода на маршрут по каждому автобусу пригородных и межмуниципальных маршрутов. Возможность отслеживать, где в данный момент находится то или иное транспортное средство, позволяет в разы увеличить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации в сфере пассажирских перевозок, координировать взаимодействие автотранспортных предприятий с МЧС, скорой медицинской помощью, правоохранительными органами и иными службами быстрого реагирования.
– Безопасность дорожного движения во многом зависит от качества дорог. Меняется ли оно, по-вашему, в лучшую сторону?
– Уверен, что меняется. К сожалению, не так скоро, как нам хотелось бы. Главное, чего мы смогли добиться, – это изменение подхода к ремонту дорог. Приоритетом стали инновационные технологии, которые позволяют сократить расходы и увеличить объемы ремонтных и строительных работ. В министерстве регулярно проводятся семинары при участии специалистов научных институтов и руководителей предприятий для ознакомления с новейшими разработками в сфере дорожного строительства. В 2012 году с созданием дорожных фондов, финансирование которых будет осуществляться за счет акцизов на бензин, арендной платы с придорожных земель, штрафов за перевес грузового транспорта, мы сможем существенно улучшить ситуацию на опорной сети дорог Саратовской области.
– Перенос аэропорта в Сабуровку – это ведь тоже вопрос безопасности. На какой стадии находится реализация проекта?
– Безусловно, обеспечение безопасности – это одна из причин, повлиявших на решение вынести аэропорт за пределы города Саратова. Открыть новый аэропорт в Сабуровке планируется в 2015 году. В конечном итоге аэропорт должен стать мультимодальным транспортным логистическим узлом нашего региона, в котором будут сосредоточены объекты транспортной инфраструктуры всех видов транспорта: железнодорожные и водные пути, автомобильные трассы, в том числе федеральные с большим грузопотоком. На данный момент проведены работы по оформлению и выкупу земельных участков под строительство, ведется работа по привлечению инвесторов. Проектная документация проходит государственную экспертизу, на совещаниях в Росавиации обсуждаются перспективы включения финансирования данного объекта за счет средств из федерального бюджета с 2012 года. В рамках федеральной целевой программы должно поступить 5,2 миллиарда рублей.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №28 (428)
Автор статьи: Иван ПЕТРОВ
Рубрика: Экономика/Бизнес