Передайте за проезд
Так уж создан человек, что всегда стремится получить услугу, заплатив как можно меньше, при этом надеется, что качество ее окажется максимально высоким. Это нормально, поскольку сфера услуг – вечный поиск компромисса между желаемым и возможным. Пассажирские перевозки не исключение. Все граждане хотят ездить в комфортабельных трамваях и автобусах, но к росту цен на билеты относятся нервно. Однако если время от времени не повышать стоимость проезда, возникнет другая дилемма – платить и ездить или не платить и ходить пешком.
При том что расходы на соцсферу бюджета Саратовской области составляют рекордные в ПФО 72%, меры социальной поддержки населения со стороны регионального правительства этим далеко не исчерпываются. Не стоит забывать о том, что пенсионеры, студенты, инвалиды и некоторые другие категории граждан всегда имеют возможность приобрести льготный проездной. А до последнего увеличения тарифов на проезд в общественном транспорте, случившегося в 2010 году, облправительству благодаря жесткой позиции, занятой губернатором Павлом Ипатовым, в течение нескольких лет удавалось сдерживать стоимость билетов. Таким образом, тарифы на проезд в общественном транспорте в Саратовской области остаются одними из самых низких по Приволжскому Федеральному округу. Вот, например, какова стоимость проезда в автобусе и трамвае в столицах наших соседей по ПФО: Нижний Новгород – 15 и 12 рублей соответственно, Казань – 18 и 12, Самара – 15 и 15, Пермь – 12 и 12, Уфа – 15 и 9, Ярославль – 12 и 12, Волгоград – 9 и 10.
И все же к неприятной для всех теме повышения тарифов приходится возвращаться. За прошедший год цены выросли буквально на все, потому существенно увеличилась и себестоимость перевозки одного пассажира. Об этом мы беседуем с директором ООО «Перевозчик» (Балаково) Дмитрием Демченко.
– Действительно, цены выросли серьезно, – говорит Дмитрий Владимирович. – Это и ГСМ, и запчасти, и стоимость самих машин. Мы сейчас выходим не то что на ноль, а на большой минус.
– Что удалось сделать после прошлогоднего увеличения тарифа на проезд?
– Получив дополнительные средства, мы смогли начать активную работу по повышению качества и комфорта пассажирских перевозок. Так, нам удалось заменить часть подвижного состава, работающего на городских маршрутах, на новые автобусы. Мы планировали продолжить замену автобусов, однако сейчас в связи с ростом цен по всем показателям обновление нашего автопарка под большим вопросом.
– То есть увеличение тарифа напрямую влияет на улучшение качества перевозок?
– Однозначно. А еще на безопасность этих перевозок.
И с этим можно только согласиться, ведь давно уже известно, что экономить на общественном транспорте не просто нельзя – преступно. Ибо цена этой экономии – человеческие жизни.
Безусловно, увеличение тарифа на один-два рубля положительным образом скажется и на людях, работающих в сфере перевозок пассажиров. Не секрет, что средняя зарплата в отрасли далека от средней по региону. А ведь у каждого водителя, кондуктора или работника техмастерских семья, дети, которых надо кормить и собирать в школу.
– А на сколько все-таки нужно повысить стоимость проезда в общественном транспорте, чтобы перевозчик вздохнул свободнее?
– Если учесть, что ежегодно цены на электроэнергию, на газ вырастают на 20-30%, то 18 рублей – было бы очень хорошо, но мы же понимаем, что никто на это не пойдет. Хотя это нормальная цена. Мы же просим: не дайте умереть. Ну хотя бы до 12 рублей повысить…
– А к законодателям нашим за этим обращались?
– Конечно, – говорит Дмитрий Владимирович. – И к балаковским депутатам, и к областным. Планируем обратиться к губернатору, подробно изложить положение дел, представить все выкладки. Ведь получается вот что. По сравнению с июлем 2010 года 80-й бензин и дизельное топливо подорожали более чем в полтора раза, газ – на 24%. Автошины на ПАЗ выросли в цене на 35%, на ЛиАЗ – на 44. Аккумуляторы, втулки амортизаторов подорожали более чем в два раза, амортизаторы – на 31%. В связи с вступлением в действие с 1 января 2011 года ФЗ-212 увеличен размер отчислений во внебюджетные фонды с 14 до 34%, или в 2,4 раза. Ежегодно растет налог на вмененный доход…
А ездим мы за те же 10 рублей. Так и чешется рука передать за проезд побольше. Ведь хочется не просто ехать, но ехать безопасно и с комфортом.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №30 (430)
Автор статьи: Михаил ОЛЬХОВ
Рубрика: Экономика/Бизнес