Забег за инвестором
Обывателю представляется, что на федеральном уровне жарких дискуссий не может быть по определению. Пока дойдет до верхов, на все вопросы дают исчерпывающие ответы. Заседание подкомиссии по Приволжскому федеральному округу правительственной комиссии по инвестиционным проектам, которое прошло в среду в Саратове, показало, что это далеко не так. Присутствующие высказывались откровенно и подчас жестко, благо внимали им полномочный представитель президента в ПФО Григорий Рапота, министр регионального развития РФ Виктор Басаргин и главы регионов.
Григорий Рапота задачу по привлечению инвесторов в регионы сформулировал предельно четко:
– Нужно, чтобы региональные власти буквально бегали за инвесторами, уговаривая работать на их территории. Сейчас зачастую инвесторы не могут попасть к чиновнику, чтобы изложить свои предложения. Когда же дело доходит до оформления документов, то регионы обвешивают еще не сложившегося инвестора социальными обязательствами. Местные органы власти должны искать потенциальных инвесторов и создавать им все условия, чтобы они могли вкладывать деньги, а не ставить препоны.
Полпред заметил, что Приволжский федеральный округ обладает высокой инвестиционной привлекательностью. Динамика привлечения инвестиций в ПФО выше среднероссийской – 4,7% (против 2,7 по России). Однако из 14 регионов выше среднероссийского имеют показатели лишь Татарстан и Нижегородская область.
Больше того, в ряде регионов наблюдается удивительно низкий уровень привлечения иностранных инвестиций – порядка доллара на человека, как в Чувашии, или трех долларов, как в Марий Эл (при среднероссийском показателе 614 долларов на душу населения).
Виктор Басаргин пообещал Рапоте, что инвестиционный потенциал ПФО будет реализован в полной мере. Для этого в экономику округа будут привлечены сотни миллиардов рублей из федерального бюджета. По мнению Басаргина, поможет привлечь инвестиции и комплекс мер по снятию административных и иных барьеров для развития бизнеса. В частности, надо совершенствовать транспортно-логистическую систему, которая сегодня не отвечает современным требованиям.
– Ваш округ называется Приволжским, но до сих пор нет ни одного проекта по развитию речного транспорта, – разводил руками министр.
Заместитель полпреда Алексей Кубрин нашел что возразить Басаргину. Заговорил сначала об особенностях учета инвестиционной активности. По его данным, в лидерах ПФО ходят Кировская и Пензенская области, а также Удмуртия и Мордовия. Что же до развития логистики, то пока федеральный центр свои намерения и рекомендации не подкрепляет финансированием. В предыдущие два года в округе было построено лишь порядка ста километров дорог. И это на фоне тысяч километров по другим округам.
– Никакой продукт не будет потребляться, если его нельзя доставить по нормальной цене, – убежден Кубрин.
Однако с тем, что Приволжский федеральный округ должен больше привлекать инвестиций, спорить глупо. Сегодня на округ приходится лишь 15% от общего объема инвестиций по стране, хотя в ПФО сосредоточена четверть всей промышленности России и проживает 20% населения страны.
Выяснилось, что в Приволжском федеральном округе имеется 32 приоритетных инвестиционных проекта, список которых утверждён главой российского правительства Владимиром Путиным. Главам регионов было предложено одобрить реестр, но губернаторы заговорили о том, что список вышел странным. Договаривались об одном, а бумагу получили другую. Есть в реестре объекты, которые уже построены и функционируют, а тех, которые действительно нуждаются в государственной поддержке, в перечне почему-то не оказалось. Как, например, нового саратовского аэропорта, который планируют построить в районе Сабуровки. Губернатор Павел Ипатов задал вопрос об этом, но Басаргин лишь засвидетельствовал: да, в списке такого объекта не значится.
Пензенцы тоже недосчитались аэропорта. Как же так – собирали документы, согласовывали, а в списке его нет? Ведь был проделан колоссальный объем работы! Неужели все напрасно? Басаргин заверил собравшихся, что представленный список не окончательный и не исчерпывающий.
– Все проекты, которые вы презентовали, будут поддержаны финансированием из федерального центра, – пообещал чиновник.
И пермский глава говорил об аэропорте, но в свете его реконструкции. Даже денег не просят пермяки, готовы вложить свои, но не могут добиться перевода аэропорта из федеральной собственности в региональную. Больше того, в Минтрансе РФ появилась странная идея приватизировать аэропорты. Глава региона в ужасе от одной только мысли, что может победить такая идеология Министерства…
Под занавес губернатор Павел Ипатов подчеркнул, что состоявшееся обсуждение всего спектра вопросов будет способствовать усилению работы, направленной на привлечение инвестиций в регионы.
– За предкризисные четыре года в Саратовской области в 3,5 раза увеличен объем инвестиций, – напомнил Ипатов. – В следующие пять лет в Саратовской области планируется удвоить объем инвестиций. Каждую неделю я встречаюсь с одним-двумя инвесторами – в основном они представляют промышленность и сельское хозяйство. Мы понимаем, что без развития экономики и привлечения инвестиций не решить стоящие перед нами социальные задачи.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №36 (436)
Автор статьи: Михаил ОЛЬХОВ
Рубрика: Экономика/Бизнес