Яндекс.Метрика

Гвоздь энергонеэффективности

Гвоздь энергонеэффективности

Помните английскую балладу «Потому что в кузнице не было гвоздя»? Там еще командирскую лошадь по этой причине не подковали – она споткнулась на поле боя, командира убили – и армия ударилась в бегство… Так вот, таким «гвоздем» для нашего региона может оказаться администрация Саратова, которая не потрудилась вовремя принять программу энергосбережения до 2020 года, в результате чего Саратовская область может лишиться в этом году 86 млн федеральных рублей.

Мы говорим о конкурентоспособной экономике, о выходе страны в пятерку мировых экономических лидеров, совершенно забывая о том, что энергоемкость нашей экономики невероятно велика. Доля энергозатрат в себестоимости продукции в России до сих пор 15-18%. Чтобы говорить о конкурентоспособности, надо снижать этот показатель – хотя бы до 7-8%. Холодный климат в таких энергозатратах виноват только отчасти. Ведь страны СЭВ, такие как Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, несмотря на похожий с российским климат, за последние несколько лет смогли в 1,5-2 раза повысить свою энергоэффективность.

В условиях свободного рынка электроэнергии и цен, которые этот рынок формирует, энергоэффективность для предприятий становится способом выживания. Стремиться к подобной эффективности должны и бюджеты всех уровней. Высвобожденные средства можно будет направить на другие статьи – это и социальные обязательства, и переселение из ветхого и аварийного жилья, и ремонт дорог, и здравоохранение. Да мало ли статей расходов в бюджете, на которые постоянно не хватает денег!

В ноябре этого года 261-му федеральному закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» исполнится два года. Согласно ему каждый регион и каждое муниципальный район или город должны были разработать программу энергосбережения до 2020 года. Сделать это необходимо было до 1 августа 2011 года.

Полтора года на разработку программы не так уж и мало. Во всяком случае на сегодняшний день заявка Саратовской области на федеральное финансирование мероприятий региональной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на период до 2020 года прошла экспертизу в Российском энергетическом агентстве (РЭА) и получила положительную оценку. Сумма субсидии, которую по этой заявке предоставит региону Минэнерго России, – 86 млн рублей. Но решение задач, поставленных в областной программе, требует эффективных действий не только со стороны региональной власти, но и от органов местного самоуправления и соответствующих организаций. Например, из областного бюджета на софинансирование мероприятий программы энергосбережения в этом году выделено 60 млн рублей. Предусмотрены средства и в муниципальных бюджетах. Но если во всех муниципальных районах области разработаны и утверждены программы по энергосбережению и энергетической эффективности на период до 2020 года, то в Саратове – областном центре, городе, где проживает треть населения области и где сосредоточена солидная часть промышленности региона, такая программа до сих пор не принята. Что это означает? Если в заявке от областного правительства нет программы от Саратова, то весь регион не может претендовать в 2011 году на федеральное финансирование мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности. То есть из-за того, что администрация города вовремя не пошевелилась, вся область может остаться без федерального финансирования, следовательно, не выполнит запланированные мероприятия по повышению энергоэффективности и в результате может оказаться в аутсайдерах по экономическим показателям. И гвоздем, виноватым в том, что «армия бежит», окажется как раз администрация Саратова.

Энергосбережение – это не только замена старых лампочек на новые, энергосберегающие. В той же среднестатистической школе нерациональное использование энергоресурсов ведет к потере до 20% тепловой энергии, до 15% электрической энергии, до 15-20% воды. Соответственно это приводит к росту бюджетного финансирования бюджетного учреждения, росту финансовой нагрузки на бюджет города. А сколько таких школ по Саратову? Больниц? Учреждений, где располагаются органы муниципальной власти? А есть еще транспорт, муниципальные предприятия. Во всех надо провести энергоаудит, выделить точки наиболее серьезных потерь энергоресурсов, составить список мероприятий для устранения этих потерь. Вот для чего нужна программа. Вот на что федеральный центр выделяет деньги. Поскольку энергоаудит и реализация программ по повышению энергоэффективности удовольствие не из дешевых. Зато быстро окупается.

Что интересно, эта проблема, в том числе и вопросы энерго­аудита муниципальных учреждений, поднималась ни раз. В марте этого года ее за круглым столом обсуждали в торгово-промышленной палате Саратовской области. И на обсуждении присутствовали представители администрации города. Так почему же программа не была принята в срок?

С этим вопросом мы обратились в саратовский муниципалитет, направив официальный запрос замглавы администрации по городскому хозяйству Валерию Васильеву. Но он, к сожалению, остался без ответа.

P.S.

Когда верстался номер, мы дозвонились до и.о. министра строительства и ЖКХ Саратовской области Андрея Савицкого. В телефонной беседе он сообщил нашему изданию, что провел переговоры с главой администрации города и на этой неделе Саратов должен утвердить свою программу энергосбережения, что позволит включить ее в заявку от Саратовской области.

Дмитрий ФЕДОТОВ, заместитель председателя правительства Саратовской области:

– Сроки, в которые программа должна была быть утверждена, предписаны законом. Не приняли программу в срок – значит нарушили закон.

Кроме того, не имея программы энергосбережения до 2020 года от города Саратова, всему региону трудно претендовать на федеральные деньги. А это означает, что все районы области не смогут реализовать мероприятия, запланированные на 2011 год. А это влияет на экономические показатели.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №38 (438)
Автор статьи:  Алена ШИПИЛОВА
Рубрика:  Экономика/Бизнес

Возврат к списку


Материалы по теме: