Воспитатель на дотации
В прошлом номере газеты мы сообщили, что губернатор Саратовской области Павел Ипатов и депутаты областной думы приняли согласованное решение об увеличении на 30 процентов в два этапа (с 1 ноября 2011 года и с 1 января 2012 года) заработной платы работников детских садов. Таким образом, средняя зарплата сотрудников детских дошкольных учреждений вырастет до 10 тысяч рублей.
В том, что средства, необходимые для реализации этого решения, будут вовремя перечислены в районы, ни у кого сомнений нет. До сих пор областное правительство строго «по часам» выполняло свои бюджетные обязательства перед муниципалитетами. Однако, как выяснилось, существуют серьезные опасения, что не все эти деньги в полном объеме дойдут до людей. Сомнения такого рода по результатам своего мониторинга высказывает, прежде всего, министерство образования области. Заместитель министра – начальник управления общего образования Михаил Орлов уверен, что и его ведомству, и министерству финансов предстоит серьезная ревизорская работа:
– Речь не идет о каких-то сознательных злоупотреблениях. Все дело в том, что средства, которые областной бюджет выделяет на зарплату работников детских садов, что называется, «не окрашенные». Их целевое назначение – выравнивание местного бюджетного дефицита. Не секрет, что практически все наши муниципалитеты, за исключением Саратова и ЗАТО Михайловский, дотационные. Попадая в районный бюджет, средства областного бюджета становятся муниципальными. У депутатов районного собрания в соответствии с данными им полномочиями есть законное право принять уточняющее решение, куда и какие суммы направить. В этой ситуации очень велик соблазн отщипнуть какую-то часть от средств, выделяемых на зарплату воспитателям и нянечкам, для решения других, как им кажется, более насущных проблем.
– И много отщипывают?
– Только в текущем году, по данным нашего мониторинга, в Балаковском районе из фонда заработной платы работников дошкольного образования сняли 91 миллион рублей, в Балашовском 12 миллионов, в Пугачевском 10,8 миллиона, в Петровском почти 9 миллионов, в Екатериновском 2,6, в Советском 1,8, в Самойловском 1,7, в Федоровском 1,2, в Аткарском районе 1,1 миллиона рублей.
Получается, что даже те небольшие деньги, которые выделяются на зарплату, до людей полностью не доходят. Все это приводит к ощутимой диспропорции в доходах сотрудников дошкольных учреждений. Возьмем два примерно равных по условиям и возможностям района – Базарный Карабулак и Балтай. До недавнего времени в Базарном Карабулаке средняя зарплата в детских садах была 7 900 рублей, а Балтае, при тех же условиях работы, – 6 700. Или, например, в Заволжье, в Советском районе – 7 тысяч рублей, а в Федоровском – 5 тысяч. А детские сады примерно одинаковые, с одинаковой наполняемостью, и функциональные обязанности сотрудников те же.
По нашим подсчетам, если бы все средства, выделяемые областным бюджетом, полностью доходили до людей и распределялись равномерно, то даже без повышения фонда заработной платы средние доходы работников дошкольных учреждений уже были бы больше на 15-20 процентов. Объем фонда уже сейчас составляет 3 миллиарда 300 миллионов в год, а теперь он будет еще увеличен.
– Но ведь с учителями этого не происходит? В школы средства доходят полностью.
– Правильно. Потому что по закону «Об образовании» Саратовской области заработная плата работников школ является обязательством областной власти, и область эти средства выплачивает полностью, к тому же их нельзя использовать на иные цели. А учредителями дошкольных образовательных учреждений по закону являются администрации муниципальных районов, они и должны были бы, в идеале, содержать детские сады. Средств на это, как мы уже выяснили, в муниципалитетах нет, а дотацию из областного бюджета они распределяют по своему усмотрению.
– Получается, что ситуацию можно исправить, лишь изменив закон?
– А он и будет меняться. Сейчас идет обсуждение проекта нового федерального закона об образовании, в нем уже учтена эта юридическая коллизия. Там, в частности, будет записано, что дошкольное образование является частью школьного. Это значит, что весь нормативный уклад, который в настоящее время действует в отношении школ, будет автоматически перенесен и на детские сады. В этом случае средства на зарплату сотрудников дошкольных учреждений уже никто не сможет переадресовать на иные цели.
Но есть еще одна проблема, которую нам необходимо решить в самое ближайшее время. Дело в том, что в школах уже существует четкий, отлаженный и абсолютно прозрачный механизм формирования бюджета учреждения. Не только чиновник, любой учитель или родитель может узнать, сколько учеников в школе, каков объем здания, какие топливно-энергетические ресурсы расходуются, и так далее. А на основании этой информации, применяя соответствующий коэффициент, легко вычислить, какой должна быть зарплата директора или учителя. Именно поэтому учителя в разных районах сегодня получают вполне сопоставимую зарплату.
Для детских садов такая единая методика нами сейчас тоже разработана. В рамках своих полномочий мы будем настоятельно рекомендовать главам районов пересмотреть способ начисления зарплаты в детских садах. Но пока каждый район сам решает, нужно ли ему это делать.
– Насколько значителен сегодня разрыв в доходах сотрудников школ и дошкольных учреждений?
– В 2008 году наша область выиграла конкурс на право участвовать в комплексном проекте модернизации общего образования. За два года мы получили более 600 миллионов рублей из федерального бюджета на оснащение школ. Но при этом область обязалась перейти на новую систему оплаты труда, то есть на финансирование по нормативам. Чтобы эта система заработала, областная власть за два года увеличила фонд оплаты труда учителей на 3,5 миллиарда рублей. Сразу выросла разница с работниками дошкольных учреждений.
После того как в апреле этого года премьер-министр Владимир Владимирович Путин выступил с инициативой модернизации региональной системы образования, средние доходы учителей еще выросли. Область получила еще 2,3 миллиарда рублей. Но при условии, что мы доводим зарплату школьных педагогов до средней по экономике. Сейчас средняя зарплата учителей уже составляет 16,2 тысячи рублей. Область брала обязательство на 15,4 тысячи, но мы сумели эти планы перевыполнить. К тому же эта зарплата индексируется, и теперь уже доходы учителей никогда не будут ниже средних по экономике.
В то же время средняя зарплата педагогических работников в детских садах осталась на уровне 7 тысяч рублей. Разница получается не на проценты, а в разы. А ведь по проекту нового федерального закона дошкольное образование является первой и очень важной ступенью школьного. Год назад по инициативе губернатора воспитателям детских садов стали доплачивать тысячу рублей в качестве соцподдержки. Но существенно это ситуацию изменить, конечно, не могло.
Сейчас принято решение, в результате которого средняя заработная плата педагогических работников детских садов вырастет до 10 тысяч, а у остальных сотрудников будет свыше 8 тысяч. Но если в муниципалитетах эти средства будут распределяться тем же способом, усилия областной власти могут оказаться напрасными. Это все равно что наливать воду в дырявое ведро. А у некоторых глав между тем уже сложилась такая порочная философия: на зарплату, дескать, деньги всегда дадут, не могут же не дать людям…
– Предположим, что в некоторых районах опять захотят отщипнуть от зарплат воспитателей. Что тогда?
– До принятия нового федерального закона остается контролировать ситуацию, что называется, в режиме ручного управления. Будем использовать средства административного воздействия. В районах хорошо знают, насколько строго следит за ситуацией губернатор. Со своей стороны министерство образования будет постоянно мониторить положение дел в муниципалитетах, а полученную информацию доводить и до правительства, и до общественности. Если средства опять пойдут не на зарплату сотрудников детских садов, разговор может получиться неприятный.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №39 (439)
Автор статьи: Александр ПОЛЕТАЕВ
Рубрика: Образование/Наука