Яндекс.Метрика

Мосты соединяют дороги и судьбы

Мосты соединяют дороги и судьбы

Азат Симонян много лет водил пассажирский автобус из Шаумяновска в Ереван – то есть из Азербайджана в Армению. Теперь об этом времени в его семейном архиве напоминает пожелтевшая от времени, заламинированная для потомков вырезка из местной районной газеты. Азат стоит на фоне своего «львовского» автобуса, а корреспондент описывает, какой добросовестный, трудолюбивый и во всех отношениях замечательный шофер и человек работает в местной автоколонне.

Глядя на эту плохо пропечатанную фотографию, Азат Джанович Симонян до сих пор с легкой досадой сетует:

– Не предупредили, что фотографировать будут, а я только из рейса вернулся, небритый…

И только хорошо знающие Симоняна люди понимают, почему это для него так важно, хотя со времени той фотосессии минула целая эпоха. Не привык Азат Симонян к непорядку даже в мелочах. И до сих пор самым раздражающим человеческим недостатком для него является неаккуратность.

Той страны нет уже 20 лет. И Шаумяновского района нет. Он вошел в состав Геранбойского района Азербайджана. Но память не так легко поддается делению, как административные и государственные границы. И Азат Джанович с нескрываемым сожалением говорит о нашей самой большой исторической утрате – СССР. Впрочем, тут же добавляет услышанную им когда-то из уст российского премьер-министра мысль:

– Кто не жалеет об СССР – не имеет сердца, кто желает восстановить его в прежнем виде – не имеет разума.

В 1992 году Азат Симонян и его многочисленная семья стали беженцами. Решение нужно было принимать быстро, потому что ценой промедления могла стать жизнь любимых людей. А вариантов для выбора было немного. В Саратовской области уже жила старшая дочь, сюда и решили ехать – все-таки хоть какая-то точка опоры на первое время. Так Симоняны появились в Балтае. Всего к тому времени у Азата Джановича и Сои Михайловны было шестеро детей. Сын Нвер родился в 1976 году, став последним ребенком после пяти дочерей.

– Если бы не он, я так и продолжал бы экспериментировать, – шутит сегодня глава рода.

Год этот Азат считает одним из самых счастливых в своей жизни. Никто из дочерей никогда не мог пожаловаться на недостаток отцовской любви, но рождение сына и брата все в семье восприняли как подарок свыше. Нвер Симонян хорошо это понимает и сегодня чувствует, какую ношу ответственности приходится принимать ему постепенно на себя.

Вряд ли кому нужно напоминать, что это было за время – начало 1990-х. Тем более для семьи, находившейся в статусе беженцев. Но рано лишившийся отца, который погиб на фронте, Азат еще совсем мальчишкой, в 10 лет, стал опорой матери и двум сестрам и потому не привык опускать руки ни при каких обстоятельствах. С 9 класса он уже ездил на сезонные строительные работы в Северный Казахстан, там же научился водить машину. Потом окончил техникум механизации в Пензе, получил необходимое образование. И все это сам, без посторонней помощи.

Сначала семья Симонянов жила в Царевщине, в селе под Балтаем. Держали поросят, сажали картошку на продажу – нужно было накопить хоть сколько-нибудь денег. Так купили первый дом, бабушка какая-то продавала… Ну, не дом, скорее крышу со стенами. Ночью в нем по-хозяйски разгуливали крысы. Все немногочисленные семейные накопления решили вложить в торговлю. Это были годы, когда «челноками» становились и инженеры с высшим образованием. Вслед за тысячами других искателей счастья отправились на вещевые рынки Москвы и супруги Симонян. Привезенный товар предлагали прямо с раскладушек. Всю чистую прибыль, которой поначалу было, как кот наплакал, пытались откладывать. Но было ясно, что не только развернуться, но и выжить с такими доходами будет очень непросто.

Помогла случайная встреча с бывшим земляком Ашотом Далакяном, начальником автоколонны из Шаумяновского района. Тот уже крепко встал на ноги и, зная глубокую порядочность своего коллеги, отпустил ему под честное слово солидную партию кондитерской продукции со словами: «Отдашь, когда сможешь». Было это под новый, 1996 год, и товар разошелся мгновенно. Потом была еще партия, к 8 марта, и еще… Так через некоторое время в Балтае появился магазин, в название которого Симоняны вложили все свои надежды и чаяния – «Мечта».

– Хоть «Магниты» пооткрывали, он до сих пор работает, – с гордостью говорит Азат Джанович.

Магазин быстро стал популярным благодаря умеренным ценам, разнообразию товара, особой аккуратности и вежливости хозяев. А как могло быть иначе? Ведь хозяином предприятия стал тот самый бывший водитель львовского автобуса, который до сих пор жалеет, что на фотографию в газету его сняли небритым.

В этой семейной истории, если рассказывать ее, не отвлекаясь на частности, многое может показаться слишком легким, случайным, почти сказочным. Что-то похожее на «американскую мечту» по-российски – про то, как сапожник стал хозяином собственного дела. Но именно в деталях и кроется главное. Азат был не сапожником, а квалифицированным шофером и строителем (какое-то время в Северном Казахстане под его началом работал строительный кооператив). И сын Азата Нвер смог получить два высших образования – техническое и строительное. Но что важнее всего в любой успешной судьбе, так это качество самой человеческой личности. О человеческих, профессиональных и организаторских качествах Азата Джановича с удовольствием рассказывают все, кто работает с ним рядом. Больше всех – его «правая рука», директор ООО «Мостстрой» Людмила Ванюшина, которую Симонян по праву считает еще одним членом семьи. С ней Симоняны не расстаются уже пятнадцать лет.

– Торговля – это был его временный бизнес, – рассказывает Людмила Александровна. – Он очень скучал по настоящему делу, а любил он строить.

Так в 2003 году появилось предприятие ООО «Мостстрой». Начали буквально с нуля – наняли несколько рабочих, бухгалтера, сняли контору. Поначалу занимались всяким мелким ремонтом, но быстро зарекомендовали себя как добросовестные подрядчики, и местный дорожный комитет доверил их организации поддержание мостов.

Первый год работали практически без денег. Весь объем работ, который поручали «Мостстрою», осваивался без внешнего финансирования. Почти вся выручка от торговли у Азата Симоняна шла на нужды своего нового детища – строительной организации. Те, кто знает, сколько стоит купить технику и что такое качественный планово-предупредительный ремонт мостов, может представить, чего это стоило.

Тем не менее в скором времени «Мостстрой» содержал уже почти четыре десятка мостов в Балтайском, Петровском и Татищевском районах. Сначала это были субподрядные работы, потом им доверили и генеральный подряд. Так эта организация стала полноправной частью дорожной отрасли области.

А кредиторскую задолженность, то есть вложенные поначалу в ремонт мостов собственные средства, удалось вернуть только в 2008 году. Это позволило в следующем году купить обанкротившееся дорожное предприятие в Татищеве. И появилось еще одно предприятие – ООО «Гарантстрой». Его Симонян-старший отдал под начало сыну Нверу. Азат Джанович и здесь начал с благоустройства: построили новый гараж, отремонтировали старый, вставили пластиковые окна, провели отопление, газ, свет. Сам многоопытный работник, строитель и бывший шофер, Симонян хорошо знает: если не создать необходимые условия, бесполезно требовать от людей качественного труда.

Сейчас ООО «Мостстрой» обслуживает мосты и занимается всевозможным ремонтом в шести районах области: Татищевском, Петровском, Калининском, Аткарском, Лысогорском и Красноармейском.

И хотя конкуренция растет, «стройкомплекс» Симоняна по-прежнему активно востребован. Сейчас и дорожникам не хватает средств и объемов работ. По этой причине многие дорожные организации стали претендовать на ремонт мостов. Но «Мостстрой» в глазах местной власти по-прежнему выглядит предпочтительнее многих. И речь не только о мостах. В этом году, например, выиграли аукцион в Вольском районе на ремонт школы в селе Черкасском. Отремонтировали так быстро и качественно, что глава муниципального образования вручил организации грамоту и заверил: как только появятся средства на следующий объект, снова обратится за их помощью. Вот и в Балтае в рамках программы по модернизации здравоохранения появилась возможность отремонтировать районную больницу. Доверили «Мостстрою». Эта организация не отказывается ни от каких работ: школу ли отремонтировать или детский садик, где крышу починить или покрасить, где сантехнические работы провести – все могут строители Симоняна. Сейчас в двух его организациях трудятся более 70 человек. И это все рабочие места, созданные им, бывшим беженцем без копейки в кармане! А какие только дипломы не висят теперь на стенах его конторы: «За заслуги в развитии дорожной отрасли», «Золотой фонд региона», он и «лучший предприниматель года» (несколько раз), и «добросовестный работодатель». В райцентре его портрет повесили на местную Доску почета, а в местной газете по этому поводу опубликовали заметку под названием «Гордость земли Балтайской».

За все время существования организации здесь ни разу не было нарушено трудовое законодательство: зарплату люди получают без задержек, все налоговые перечисления и обязательные платежи в Пенсионный фонд осуществляются своевременно. Вот и в этом году, с июля не получив ни копейки средств на содержание вверенных ему объектов, Симонян тем не менее выплатил зарплату всем рабочим, на что пошла выручка от первого начатого им дела – торговли.

В принципе такому предприятию есть где развернуться – сейчас порядка 460 мостов по области ждут того или иного ремонта. Не хватает средств. В этом году «Мост­строй» занимался только содержанием. И хотя на ремонт деньги не выделялись, организация сама отремонтировала три моста. Иначе движение по ним совсем остановилось бы.

Характер работ у мостовиков известный: лотки надо очищать и русло, швы сооружения должны быть хорошо защищены. Мост – железобетонная конструкция. Тут требуется свой набор специалистов: в основном сварщики и штукатуры-маляры. На все объекты, где бы они не находились, Симонян выезжает лично. Сам дотошно вникает в любую мелочь, подсказывает специалистам нужные решения.

– Конечно, – рассказывает его сын Нвер, – как инженер-строитель с высшим образованием, я иногда могу глубже оценить состояние объекта. Но что касается организации работы, тут отцу никто не конкурент – он всегда найдет самый лучший и прямой способ решения проблемы. Опыт есть опыт!

19 октября Азату Симоняну исполнилось 70 лет. На его юбилей в Балтай съехалось много друзей и родственников. Поздравительные телеграммы пришли и от местной администрации, и от правительства области. Из Москвы приехал и тот бывший начальник автоколонны из Шаумяновского района, который помог Симоняну при основании его дела. Им, бывшим беженцам, было что вспомнить…

Азат Симонян, не смущаясь, говорит слова благодарности и России, и всем своим нынешним землякам-балтайцам: за понимание, за гостеприимство, за доброе отношение. Тому же он при любом удобном случае учит и молодых людей, потому что как никто другой хорошо знает, какими последствиями оборачивается иногда наша неспособность и нежелание понять соседа. Его слушают, ему верят. Не только для местной армянской диаспоры, но для большинства жителей Балтая он несомненный авторитет. Потому что на своем примере доказал: качество нашей жизни зависит от нас самих и от нашего отношения к людям.

При всем этом Азат Джанович Симонян необычайно скромный человек. У него много внуков. Старший уже отслужил в российской армии, другой еще служит. А еще одного внука он назвал Никитой. И, как бы между прочим, в конце нашего с ним разговора обронил:

– В честь Никиты Симоняна, он наш дальний родственник.

Для тех, кто не знает: Никита Павлович Симонян – известный советский футболист и тренер, лучший бомбардир в истории клуба «Спартак» (160 голов) и лучший бомбардир команды в матчах чемпионата страны (133 гола).

Что ни говори, а есть что-то очень значительное в этом понятии – фамилия!


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №40 (440)
Автор статьи:  Александр ПОЛЕТАЕВ
Рубрика:  Искусство жить

Возврат к списку


Материалы по теме: