Единственный
Так можно сказать и про фестиваль, и про того, чьей памяти он посвящен. Любимый артист поколений, единственный в своем роде, Олег Янковский ушел из жизни немногим более двух лет назад. На этой неделе в Саратове открылся фестиваль его памяти, первый и тоже пока единственный в России.
Саратовская театральная школа дала России так много талантливых артистов – Олег Табаков, Олег Янковский, Александр Михайлов, Евгений Миронов и многие-многие другие. Фестиваль памяти Янковского призван стать площадкой, которая объединяет ее питомцев, пропагандирует театральное искусство в целом, творчество великих мастеров саратовской сцены в частности, а также расширяет культурное пространство Саратова. Идея проведения этого фестиваля целиком и полностью принадлежит Театру драмы им. Слонова. А по-другому быть и не может, поскольку свои первые роли Олег Иванович играл на этой сцене. Идею поддержало правительство Саратовской области и губернатор Павел Ипатов, под патронатом которого фестиваль проходит в Саратове.
Открывал фестиваль московский театр «Ленком», в котором Янковский служил до конца дней, спектаклем по пьесе Ива Жомиака «Все оплачено». Именно в этом спектакле Янковский вышел на саратовскую сцену в последний раз, произошло это в 2006 году. Также в рамках фестиваля саратовцы увидели спектакли лучших театров страны – «Три сестры» Антона Чехова (Ярославский драматический театр им. Федора Волкова), «Человеческий голос» Жана Кокто («Школа драматического искусства», Москва), «Портрет» по повести Николая Гоголя (Российский академический молодежный театр», Москва). И закрывает фестиваль спектакль «Старший сын» Александра Вампилова (Театр-студия под управлением Олега Табакова, Москва). Также в программе фестиваля презентовали фильм «Анна Каренина», в которой Олег Янковский сыграл Алексея Каренина, провели ряд выставок и мастер-классов.
Пока фестиваль только рождается. Причем происходит это болезненно. Еще не все близко знавшие Олега Ивановича коллеги до конца осознали потерю, еще свежа рана и сильна тоска по ушедшему другу. Поэтому на первом фестивале все было пронизано тоской и щемящей грустью. Артисты «Ленкома» – Александр Збруев, Инна Чурикова, Андрей Соколов во время пресс-конференции говорили только о Янковском. И, что поразительно, ни разу не обмолвились о нем в прошедшем времени.
– Впервые я увидел Олега – скромного молодого человека, крашеного блондина – в ресторане на Пушкинской площади в обществе Ролана Быкова, который отрекомендовал его как будущего великого артиста, – вспоминал Александр Збруев. – Мы в это, конечно, не поверили. Олег очень трепетно относился к своим первым ролям в кино, боялся простудиться и из-за этого пропустить съемки, кутался в шарф. Любил славу, и она ему сопутствовала. С каждым новым фильмом Янковский вкладывал что-то в сердца своих зрителей. Он словно знал какую-то тайну, которую, может быть, и не выразить словами... У Быкова была такая, знаете, привычка: подсесть к любой компании в Доме актера и ввязаться в разговор. Тогда он с Янковским подсел к нам, завязался разговор. И Быков сказал нам: запомните его, это Олег Янковский, будущий великий артист.
Збруев делил с Олегом Ивановичем одну гримерку. И там до сих пор в неприкосновенности сохранен его гримерный столик, на котором стоит фотография артиста, лежит крестик, подаренный кем-то из зрителей, и рисунок маленькой девочки. И каждый день на этом столике стоят цветы.
– Знаете, мне кажется, его знают все, – делился Андрей Соколов. – Но вот мы летели в Саратов, я сидел в кресле между двумя девочками, достал айпад, а у меня на заставке фотография Олега Ивановича. И одна из девочек спрашивает вдруг: а кто это? Я так удивился...
– Надеюсь, ты пересел, –
– Конечно, нет, – парировал Соколов. – Просто, думаю, им еще не пришлось увидеть ни одного фильма с Янковским. А как только они увидят, они тоже оценят его талант. Не смогут не оценить.
Об итогах фестиваля судить пока рано. Можно сказать только одно, что у него огромнейший потенциал. Потому что Олег Янковский не умел работать плохо. Он, этот ангел-хранитель «Ленкома», как отозвалась о нем Инна Чурикова, может быть, поможет и саратовскому фестивалю развиться во что-то действительно стоящее. Для этого должна отойти в прошлое боль потери, должен утихнуть голод по актеру, ведь Янковский действительно был единственным в своем роде. Чтобы на той площадке, где начинал Олег Янковский, артисты собирались не только для воспоминаний, но для обмена опытом, расширения культурного пространства и театральных границ. Чтобы в это включался зритель – всякий зритель. Тогда можно будет сказать, что фестиваль носит имя такого актера не зря.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №42 (442)
Автор статьи: Алена ШИПИЛОВА
Рубрика: Афиша