Дмитрий МЕДВЕДЕВ: «Ребенок должен сформировать творческие навыки»
Системе дошкольного и дополнительного образования была посвящена вчерашняя встреча Президента РФ Дмитрия Медведева с воспитателями, библиотекарями, работниками культуры города Петрозаводска. Помимо острых тем, которые власть всех уровней честно озвучивает перед обществом, а это низкая зарплата работников ДОУ и отрасли культуры, хроническое недофинансирование ряда бюджетных организаций, ориентированных на работу с детьми, нехватка детских садов, – глава государства подошел к теме выработки концепции. Каким нужно видеть детское образование, какие виды и варианты оно должно в себе сочетать, чтобы «гармоничное развитие личности» и возможность выбора не были умозрительными декларациями, а воплощались в конкретные формы, дающие результат.
Президент вел речь о прагматичном подходе к выстраиванию системы, в которой комфортно всем – и детям, и родителям, и людям, сеющим разумное, доброе, вечное. Утилитарный подход к детскому саду, школе искусств или творческой студии как к месту проведения досуга неумолимо остается в прошлом. «Надо строить новые детские дошкольные учреждения, создавать их на основе современных требований, требований, которые касаются и развития творческих способностей, и занятий физкультурой, спортом. В то же время нужно отойти от некоторых завышенных ожиданий, потому что у нас в прежние годы были очень жесткие нормативы по детским садам. Из-за этого система частных, семейных детских садов не развивалась вообще. Мы изменили сейчас эти требования. Считаю, что это нормально, потому что, в конце концов, пусть сами родители решают, куда отдавать ребенка».
Размышлять на заданную Президентом тему будет и власть всех уровней, и профессиональное сообщество. Вероятно, каждый регион определит собственные точки роста, исходя из успешных наработок и сложившихся традиций. Тогда как объединяющий момент у нас, к сожалению, один – накопленные проблемы. Хотя степень их запущенности тоже разная. Например, что касается очередности в детские сады, то Саратовская область на фоне соседних регионов выглядит куда лучше многих. Мы – первые в ПФО по уровню обеспеченности дошкольным образованием, и если в нашем регионе очередность составляет 13 тысяч человек, то в Воронежской области, при том, что по численности населения она нам уступает, эта цифра почти в два раза выше. Другое дело, что оптимизма такие сравнения не внушают. Проблема остается, она тревожит местную власть и тысячи семей, требуя незамедлительных продуманных мер по комплексному исправлению ситуации (собственно, к 2015 году она должна быть исправлена за счет принятой областной программы «Развитие системы дошкольного образования»).
Ситуация с низкими зарплатами работников детских садов и учреждений культуры также в равной степени актуальна для всех регионов страны. Что неудивительно, так как экономический кризис спутал все карты, и, сохранив стабильность, регионы только теперь могут начать восстанавливаться. Кстати, Саратовская область в текущем посткризисном году по всем показателям социально-экономического развития демонстрирует устойчивую положительную динамику. Что постепенно находит свое отражение в уровне зарплат. С 1 ноября текущего года всем работникам дошкольных учреждений оклады увеличены на 30%. Это позволило поднять средней уровень заработной платы педагогических работников ДОУ до 10 тыс. рублей. В бюджете 2012 года предусмотрены средства на увеличение зарплаты воспитателей еще на 14,4%.
С 1 июня и с 1 октября текущего года произошло увеличение зарплаты работникам культуры. К концу 2011 года размер средней заработной платы в отрасли должен составить 9200 рублей. При этом правительством области рассматривается вопрос о проведении очередной индексации, чтобы довести должностные оклады всем работникам культуры с 1 января 2012 года до 10 тыс. рублей. Причем, в первую очередь будет повышена зарплата работникам районных и сельских библиотек, клубов, домов культуры, музеев, педагогам детских музыкальных школ и школ искусств.
Теперь об искусстве и точках роста. Что касается формирования творческих навыков, о чем говорил вчера в Петрозаводске Дмитрий Медведев, то здесь нашему региону есть что предъявить и на чем развивать концепцию вариативного детского образования. Эстетическое воспитание, которое у нас имеет уникальные традиции и несравнимо высокий уровень, может занять не последнюю роль в рамках пересмотра системы детского образования, насыщения его дополнительным содержанием, и стать серьезным импульсом для формирования новых подходов, на чем настаивает Президент.
Заглянем в «культурный паспорт» региона. Система детского художественного образования Саратовской области является одной из старейших в России. Саратов – один из немногих регионов, где создан и успешно работает образовательный кластер, объединяющий все ступени, начиная с детской школы искусств и заканчивая творческим вузом. Саратовская система художественного образования в сфере искусства охватывает порядка 30 тысяч человек, что составляет более 12% от численности детского населения области. И по России, и по ПФО аналогичный показатель только лишь приближается к 11%. Творческие достижения одаренных детей находят поддержку на региональном уровне. Ежегодно увеличивается число именных Губернаторских стипендиатов и растет размер самой стипендии. Если в 2010 году это было 15 тыс. рублей, в текущем – 20 тыс. рублей, то в 2012 году размер стипендии составит 25 тыс. рублей, а в 2013-м – 30 тысяч. Важно, что профессиональные достижения преподавателей, работающих с одаренными детьми, также находят поддержку на региональном уровне. Например, в этом году денежное поощрение в размере 60 тыс. рублей получают 20 лучших педагогов области.
Инновационный прорыв в деле выявления талантливой молодежи – Детские и юношеские ассамблеи искусств, чем по праву гордится наша губерния. Начиная с 2000 года более четырех тысяч детей и молодежи приняли участие в 40 конкурсах и фестивалях Ассамблей.
Список культурных достижений в разрезе работы с детьми можно продолжать еще долго. Приходит понимание главного – дети XXI века, воспитанные в реалиях сегодняшнего дня, в том числе агрессивных и бездуховных, нуждаются в мощном противовесе. Им призвана стать новая система образования. Ее первая ступень – дошкольники, и от того, какое развитие они получат в раннем детстве, зависит весь их последующий путь.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №43 (443)
Автор статьи: Михаил КОВИН
Рубрика: Образование/Наука