Быть сестрой – наука
В Саратове вряд ли найдется учебное заведение старше областного базового медицинского колледжа. Ему 115 лет, и он на 13 лет старше классического университета. Стоит напомнить, что первый факультет будущего СГУ (тоже медицинский) поначалу поселился в знаменитом теперь здании женской фельдшерской школы (первое название колледжа) на углу улиц Чернышевского и Радищева. Дом этот, как и большинство историко-культурных памятников города, построил архитектор Алексей Салько.
О сегодняшнем дне колледжа, об успехах и планах ветерана медицинского образования мы беседуем с его многолетним директором, заслуженным работником здравоохранения России Евгением Алексеевым.
– Евгений Анатольевич, ровно два года назад областной медицинский колледж в числе первых госучреждений перешел на автономно-некоммерческую форму организации своей деятельности. Что это дало учебному заведению, его сотрудникам и студентам?
– Прежде всего, значительно расширило нашу финансовую самостоятельность. Мы теперь сами распоряжаемся заработанными средствами, а это очень важно. Конечно, средства, которые поступают от учредителя, министерства здравоохранения области, контролируются его же государственным заданием. А вот все остальные деньги мы наконец-то можем концентрировать в своей копилке и распоряжаться ими по своему усмотрению.
Что это нам дало реально? Если раньше мы свой капитал могли расходовать исключительно постатейно: условно говоря, каждый рубль имел свой адрес и «переадресовать» его было нельзя, то теперь все средства в кучке, и мы напряженно и ответственно размышляем, как их лучше потратить. Одно из наиболее значимых направлений – заработная плата сотрудников. На обеспечение стипендий хозрасчетные средства не тратятся – это забота учредителя. С гордостью могу сказать, что теперь у моих коллег самая высокая средняя зарплата среди учебных медицинских заведений области. При этом – никакой уравниловки. У нас есть показатели, действует рейтинговая система, которая стимулирует сотрудников зарабатывать больше. И это им удается. Хотя у нас довольно большой коллектив, мы знаем каждого человека, его реальные возможности. А когда люди еще получают премиальные, это, конечно же, привносит в рабочий процесс стабильность и спокойствие.
Второй серьезный аргумент в пользу автономии – нас освободили от выполнения 94-го федерального закона – о госзакупках. Мало кто из моих коллег в образовательных или культурных учреждениях был от него в восторге. Ведь выигрывали на аукционе чаще всего фирмы, которые предлагали более дешевые услуги. Но к чему это приводило на деле? Вот мы, например, знаем, что стоимость некоторого объема ремонтных работ – 400 тысяч рублей. Знаем точно, потому что все эти работы рассчитаны до мельчайшего гвоздя. И тут появляется некая контора, которая готова отремонтировать все за 200 тысяч. Естественно, именно она и выигрывает аукцион. В результате нам начинают делать такой ремонт, что все отлетает и рушится раньше, чем он заканчивается. Потом объем работ все равно удорожается, потому что приходится устранять огрехи.
А теперь мы любое направление деятельности можем поддержать средствами из своей копилки. Нам нужно, например, именно в данный момент мебель приобрести, мы так и делаем. Все как у рачительной хозяйки, которая всегда что-то имеет про запас.
– А кто конкретно принимает решения, куда направить средства?
– Ну, конечно, не я единолично. Есть наблюдательный совет колледжа, в его состав входят представители наших учредителей: министерства здравоохранения и комитета по управлению имуществом области. На каждом заседании я не просто докладываю о необходимости тех или иных расходов, но и защищаю свои предложения, как проект. Доказываю, привожу конкретные расчеты.
– Что уже удалось сделать за это время?
– За два года мы, прежде всего, сильно изменились внешне. Пластиковые окна сегодня не редкость, но мы ими гордимся, потому что в нашем историческом здании они нестандартные, трех-четырехметровые. А мы смогли, тем не менее, заменить 104 окна! Учредитель в этом деле тоже помог. Мы решили – давайте сначала сделаем все красиво, а потом займемся остальными проблемами. Заменили все окна и двери, выполнили колоссальный объем ремонтных работ.
Кроме того, теперь у нас на каждом рабочем месте – или компьютер, или ноутбук. По стандарту полагается пять компьютеров на 100 человек студентов, мы этот стандарт уже значительно превысили. А ведь в колледже обучаются полторы тысячи студентов, работают 110 преподавателей. Я уж не говорю об обеспеченности мебелью, инструментарием.
– В какой мере рынок труда и реформы здравоохранения влияют на организацию учебного процесса в колледже?
– Мы работаем на областную систему здравоохранения, и ее заказ выполняем в полном объеме. Нацпроект «Здоровье», проект модернизации здравоохранения требуют усиливать первичное звено нашей медицины – амбулаторно-поликлиническую помощь. Нужны грамотные фельдшера, медсестры, обладающие современными знаниями и навыками. Этот запрос первым делом идет к нам – сколько специалистов, каким образом и как готовить. А мы уже корректируем учебные планы с тем, чтобы наши выпускники способствовали улучшению этой службы.
Некоторое время назад остродефицитными были специалисты для лабораторной диагностики. Лечебные учреждения вдруг резко почувствовали, что им не хватает лаборантов – закрывались и клинические, и биохимические лаборатории. И мы, как базовый колледж, переориентировали не только себя, но и другие учебные заведения. Мы решили набирать студентов на базе девяти классов. Это ведь совершенно бесплатная специальность, и многие школьники с удовольствием пошли к нам учиться. Мы их принимаем на общих основаниях, без ЕГЭ.
– Но ведь и лаборантов нужно не только учить, но и переучивать?
– Да, вместе с реформой здравоохранения у нас появилась возможность в содружестве с Областным центром повышения квалификации медицинских работников и нашими коллегами повысить квалификацию всего среднего медицинского персонала области. Это огромная работа. Практически в каждом учебном заведении открылись отделения повышения квалификации.
У нас очень хорошие контакты с лечебными учреждениями. Многие медработники среднего звена по разным причинам не могут надолго выехать на учебу. А квалификацию поддерживать надо на должном уровне, а то отстанешь. Да и чтобы категорию получить – тоже. Мы им создаем максимально комфортные условия: они приезжают, слушают лекции и едут к себе – делают самостоятельные работы. У нас все медицинские образовательные учреждения закреплены за конкретными районами, к которым они территориально близки. Наш колледж – базовый, осуществляет методический и организационный контроль.
Мы сами занимаемся книгоиздательством, издаем учебники, пособия. Свое пособие – это первое условие для получения высшей квалификационной категории среди наших преподавателей. Наработано уже очень много, в том числе электронных учебников.
Примерно пятая часть наших сотрудников – это наши же выпускники, которые окончили колледж с красным дипломом, потом учились в высшем учебном заведении и обладают практическим опытом. Их квалификационный уровень позволяет колледжу оставаться одним из лучших образовательных медицинских учреждений, развивать межрегиональные контакты. Два года назад у нас проходила очень авторитетная научно-практическая конференция. К нам приехали представители более 50 учебных заведений Приволжского федерального округа: читали доклады, участвовали в круглых столах.
– Евгений Анатольевич, не секрет, что результаты опросов показывают: большинство претензий в медучреждениях пациенты предъявляют именно к среднему медицинскому персоналу. Причем, не столько к квалификации медсестер, сколько к их поведению...
– Этика медицинского работника – важнейшая часть нашей учебной программы. Не скрою, далеко не все наши абитуриенты, поступая в колледж, делают выбор, что называется, «по зову сердца», самостоятельно. Кто-то подражает друзьям, кого-то заставили родители... Но это очень быстро становится понятным, и не только из-за академической неуспеваемости. Хотя я считаю, что эти две проблемы связаны. Нежелание учиться, как правило, диктуется непониманием сущностных основ профессии.
Мы решительно освобождаемся от тех студентов, чья профессиональная непригодность для нас становится очевидной. Это помогает нам в конечно счете выпускать по-настоящему квалифицированных специалистов. Уровень подготовки наших фельдшеров мало чем уступает подготовке врачей-терапевтов в университете.
– А им потом удается найти работу?
– У нас сохранилась система распределения. Место для стажировки все студенты, кроме целевиков, выбирают по собственному желанию. Целевики обязаны ехать туда, откуда их прислали учиться. В большинстве случаев с места стажировки они приносят ходатайство, и мы их туда же распределяем. Но, поскольку мы знаем уровень каждого выпускника, то иногда говорим – нет, ты не справишься, начни с чего-нибудь другого. По направлениям у нас учатся сейчас примерно 20 процентов студентов. А вообще до 80 процентов – это ребята из сельских районов.
Нам, конечно же, хотелось бы охватить своим вниманием всю область. Но пока сдерживаем себя – стараемся не брать людей из районов, где есть свое медицинское учебное заведение. Впрочем, растущие возможности дистанционного обучения остановить нельзя. Особенно в деле переподготовки, повышения квалификации. Ведь медсестер не надо уже учить делать инъекции, им нужно время от времени совершенствовать свои знания в плане диагностики, алгоритма тех или иных действий. Время такое – все меняется очень динамично: стандарты, требования, технологии. Кто не учится постоянно, тот неизбежно отстает.
Справка «НВ»
25 марта в 12.00 в Саратовском областном базовом медицинском колледже пройдет День открытых дверей.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №5 (452)
Автор статьи: Алексанлр ПОЛЕТАЕВ
Рубрика: Образование/Наука