Яндекс.Метрика

Все врут календари

Все врут календари

29 февраля 45 г. до н.э. в Риме введен юлианский календарь

В древнем Риме в календаре царил полный хаос. Римский год состоял из 354 или 355 дней, а недостающие компенсировались введением особого месяца – меркедония. Право определять продолжительность меркедония и сроки его введения всецело предоставлялось жрецам – понтификам. Поскольку в Риме долги было принято платить в календы (даже сама долговая книга называлась «календарь»), и с определенными датами связывалось начало и прекращение полномочий выборных лиц, жрецы за взятки манипулировали календарем, удлиняя сроки пребывания на политических постах для своих друзей и укорачивая для врагов. В конце концов календарь так запутался, что превратился в неразрешимую проблему.

По совету египетского астронома Сосигена Юлий Цезарь провел реформу архаичного древнеримского календаря и установил исчисление времени, известное у нас как «старый стиль». В нем впервые и появился каждые четыре года добавочный день в феврале, необходимый, чтобы устранить расхождение между астрономическим годом (периодом полного оборота Земли вокруг Солнца, равным 365,2422 суток) и календарным (365 суток). Юлианский год равен 365,24 суток, что позволило значительно сократить отставание человеческого времени от реального. Но не устранить совсем. К XVI веку разница между истинным временем и юлианским календарем составила 10 суток, и в 1582 г. папа Григорий XIII ввел новый календарь, названный григорианским, в котором годы, оканчивающиеся на два нуля, не считаются високосными, если не делятся без остатка на 400. Например, 1900 и 2100 годы – не високосные, а 2000-й был високосным. Благодаря этому длина григорианского года лишь на 26 секунд отстает от астрономического, и 30 февраля будет необходимо лишь один раз в 3333 года. Надо сказать, что создать календарь, в точности совпадающий с астрономическим, в принципе невозможно из-за постепенного уменьшения скорости вращения Земли вокруг Солнца.

В России до начала ХХ века продолжали использовать юлианский календарь, не желая переходить на «католический» григорианский из-за упрямства православной церкви. Разница с истинным временем достигла 13 суток, и в начале позапрошлого века русские ученые, такие как Д.И.Менделеев, понимали необходимость реформы календаря, но не могли преодолеть сопротивление клерикалов. Работа комиссии Астрономического общества по реформе календаря, в которую входил Менделеев, в 1899 г. не дала никакого результата.

В 1918 г. Совнарком отделил РПЦ от государства и своим декретом перевел Россию на общепринятый мировой календарь. Церковь осталась при «старом стиле».

Многие думают, что сохранение юлианского календаря в РПЦ вызвано каноническими разногласиями с католиками и отражает различия православных с другими христианскими вероисповеданиями. Это не так. «Старый стиль» в настоящее время используют только православные церкви в России, Грузии, Сербии и монастыри на Афоне. Константинопольский патриархат, православные церкви Востока, Европы и Америки с 20-х годов прошлого века перешли на новый стиль и не считают, что это нарушает православную догматику. Финская православная церковь даже Пасху празднует вместе с католиками. Сохранение «старого стиля» не имеет никаких догматических оснований. В 1924 г. патриарх Тихон уже вводил в РПЦ «новый стиль», но сопротивление консервативной части духовенства помешало ему довести начатое до конца.

Духовные праздники – не просто память о прошлых событиях, они приурочены к определенным событиям в духовном мире, которые происходят каждый год. Очень хорошо говорил по этому поводу Новалис: «Независимо от того, верите вы в Рождество или нет, каждый год Младенец рождается на земле». Когда мы празднуем Рождество около зимнего солнцестояния, мы знаем, что это не просто память, но именно сейчас, в данный момент, нечто очень важное происходит в духовном мире. В это время Небесные Иерархии действуют на душу человека совершенно определенным образом, и благодаря этому в душе тоже происходит нечто подобное Рождеству. И они обязательно будут действовать так именно в самое темное время года, поскольку соотносятся с движением Солнца и Земли. Не духовный мир и ритмы Солнца с Землей должны подстраиваться под тот или иной календарь, но календарь должен подстроиться под них. И если нам вдруг вздумается праздновать Рождество в феврале или марте, то в духовном мире оно все равно будет происходить около зимнего солнцестояния. А ведь такая парадоксальная ситуация вовсе не абстрактна – уже через 100 лет православное Рождество будет праздноваться 8 января, еще через 100 лет – 9 января и т.д. (ошибка юлианского календаря все время будет сдвигать дату).

Понятно также, что Христос не мог родиться дважды – и из двух его «дней рождения» истинным является только один – празднуемый католиками и почти всеми зарубежными православными 25 декабря. Интересно, что на Поместном соборе 1918 г., обсуждавшем введение «нового стиля» в России, решение сохранить в церкви «старый стиль» было принято по чисто политическим соображениям. «По отношению к будущему нужно сказать, что едва ли мы можем остаться при старом стиле. Наши пасхальные таблицы все более и более расходятся с небом. Они построены на неточных астрономических основаниях. В будущем необходимо придется стиль переменить, чтобы получилось согласование с небом, и все благополучно устроено было бы на земле. Мы понимаем, что стиль надлежит переменить, но в настоящее время практическая необходимость заставляет нас остановиться на юлианском календаре», – записано в документах собора.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 8 (70), от 27 февраля – 4 марта 2004 г. 


Автор статьи:  Дмитрий ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Рубрика:  Чему не учит история

Возврат к списку


Материалы по теме: